|
26.04.2017
17:48
Чем дышит рынок гофротары
Российский рынок по итогам 2016 г. демонстрирует неплохой рост на 4,7%, и рост этот наблюдается как в производстве гофрокартона, так и в производстве гофрокоробов. Об этом на совместном заседании Национальной конфедерации упаковщиков и Подкомитета ТПП РФ по развитию упаковочной индустрии, прошедшем 19 апреля 2017 г. в Москве, рассказал Юрий Алпеев, директор по развитию ГП «ГОТЭК», член экспертного совета НКПак. Он выступил с докладом на тему «Российский рынок упаковки из гофрокартона. Итоги 2016 г. Тенденции и вызовы 2017 г.».
По данным Росстата, в 2016 г. объём производства гофротары
(коробов и ящиков) в России составил 4738 млн м2, что на 213
млн м2 больше, чем в предыдущем году, а производство
товарного гофрокартона составило 1011 млн м2, что на 4 млн м2
(0,4%), больше, чем в 2015 г.
Что касается цен на ящики и коробки из картона и
гофрокартона, в течение 2016 г., по сравнению с данными на
декабрь 2015 г., они выросли на 4%, достигнув в среднем по
России 20,84 руб./м2 без учёта НДС. В среднем за год цены
повысились на 12,6% до 20,68 руб./м2 по сравнению с 18,36
руб./м2 в 2015 г. Говоря о доходности в отрасли, Юрий Алпеев
отметил, что в течение 2012-2014 гг. ввод в эксплуатацию и
загрузка мощностей интегрированными макулатурными
производителями создали ценовое давление на рынок готовой
продукции. Одновременно росли цены на сырьё, что
способствовало снижению показателей рентабельности
предприятий. В 2015-2016 гг. цены на гофропродукцию выросли,
но, несмотря на их рост, многие участники рынка считают
размер маржи ниже комфортного, такого, который позволил бы
думать о дальнейшем развитии.
Оценивая загрузку мощностей, Юрий Алпеев подчеркнул, что в
целом она увеличилась по сравнению с 2015-2016 гг. Было также
отмечено, что на 1 млрд м2 прироста рынка в ближайшие годы
ожидается рост мощностей на 2 млрд м2. Такой опережающий рост
производственных мощностей приводит к снижению их загрузки
одновременному росту конкуренции. Даже при реализации
оптимистического сценария, когда рынок будет расти на 1,2
млрд м2, загрузка к 2020 г. снизится до 66%. А избыток
мощностей приведёт к изменению приоритетов ведущих участников
рынка со строительства новых мощностей к поглощению
существующих.
Принцип расширенной ответственности производителей (РОП) в
области управления отходами становится и российской
практикой. В соответствии с этим принципом производитель
обязан вернуть часть упаковки в экономический оборот.
Производитель может реализовать принцип РОП, самостоятельно
утилизируя определённую часть упаковки или уплатив
соответствующий экологический сбор. Речь идёт о
производителях и импортёрах товаров, подлежащих утилизации
после утраты ими потребительских свойств. Ставка
экологического сбора формируется на основе средних сумм
затрат на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию. При
полноценном запуске механизмов закона 458-ФЗ предприятия
отрасли могут получить дополнительные средства на развитие
системы заготовки макулатуры. Правда, конкретные нормативы,
видимо, требуют ещё доработки. Максим Новиков привёл
сравнение ставок экологического сбора на лотки из макулатуры
и полистирола. Казалось бы, сразу ясно, какой из этих
материалов более экологичен. Макулатура полностью разлагается
в течение двух лет, а полистирол не разлагается. При
одинаковой цене лотков экосбор за 1 лоток из макулатуры
составляет 7 коп., а за 1 лоток из полистирола – 3 коп. И
получается, что выгоднее использовать полистирол. На заседании были и другие интересные выступления, в которых оценивались различные аспекты рынка гофропродукции, были и дискуссии по разным вопросам. Российский рынок живёт и развивается, и его участники ясно осознают необходимость выступать единым фронтом в вопросах, касающихся судьбы всей отрасли, в том числе через Национальную конфедерацию упаковщиков НКПак, которая, кстати, на заседании приняла в свои ряды пять новых членов, вручив представителям компаний соответствующие дипломы.
|
|||||
Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки
 
|