Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
08.06.2016

Ряд нормативно-правовых актов, которые явно тормозят развитие

Сегодня в лесном хозяйстве РФ есть ряд нормативно-правовых актов, которые явно тормозят развитие этой отрасли, - они, в частности. регламентируют управление пользованием лесными ресурсами, осуществляемое в целях заготовки древесины и удовлетворения нужд местного населения в древесине и древесной продукции в различных целевых категориях лесов. Об этом заявил ведущий консультант российского представительства Всемирного банка Андрей Захаренков в ходе 5-ой международной научно-практической конференции «Инновации и технологии в лесном хозяйстве», состоявшейся в Санкт-Петербурге.

В результате анализа нормативно-правового обеспечения деятельности по заготовке древесины выявлено около 30 «узких мест» в действующих нормативно-правовых регламентах, которые увеличивают производственные издержки, из них 15 – при организации и проведении лесосечных работ, далее идут вопросы, связанные с проведением подготовительных работ по изысканию лесосечного фонда и отводу лесосек, а также проведению послерубочных лесохозяйственных операций. Среди них – невозможность проведения лесоустройства в отдельном квартале, отсутствие простой и выполнимой процедуры внесения изменений в проект освоения лесов в случаях выявления существенных несоответствий данных натурных отводов с лесоустроительными данными, сложности, связанные со строительством дорожной инфраструктуры в водоохранных зонах, не входящих в аренду, объемы и методы лесовосстановления, установленные в договоре аренды и проектах освоения лесов, далеко не всегда соответствуют реальному наличию лесокультурного фонда, проводимым видам рубок и темпам естественного лесовосстановления, соблюдение границ отвода лесосек в эксплуатационных лесах и другое.

По словам Андрея Захаренкова, «сейчас сохраняется государственный диктат и технологические ограничения, что противоречит характеру развивающихся лесных отношений в РФ, неоправданной жесткая, запутанная нормативно-правовая база исключает творческий подход к выбору рациональной схемы лесоэксплуатации, необходим переход на новую кодификацию лесного законодательства, основанную на стандартах, технологических регламентах и региональных нормативах лесохозяйственных и лесоэксплуатационных производственных процессах».

Есть немало проблем, связанных с обеспечением граждан лесными ресурсами для собственных нужд – далеко не всегда, имея на это право, люди могут им воспользоваться: нет доступного ресурса вблизи населенных пунктов, сложная процедура заключения договора купли-продажи, завышенные требования по соблюдению норм законодательства. «Кстати, не совсем понятно, по какому принципу в субъектах РФ устанавливаются нормы обеспечения древесиной граждан для собственных нужд, - сказал Андрей Захаренков. – Например, на строительство жилого дома в Красноярском крае отводится 175 кубометров древесины раз в 25 лет, а в Воронежской области – 40 кубометров раз в 30 лет. Другой удивительный факт: согласно данным, полученным в результате экспертной оценки удовлетворения потребностей населения в дровах, доля легального удовлетворения в обследованных пилотных субъектах составляет всего 10,2%, а из каких источников поступают остальные 90% дров – это должно волновать государство. При этом, в РФ насчитывается 7,7 млн. домов с печным отоплением».

Правовые «коллизии» в этой сфере вынуждают местное население заниматься нелегальным лесопользованием или стимулировать нелегальную заготовку, а государство «не замечать» этого, и масштабы явления здесь велики.

Нужно наделить правом заключения договоров купли-продажи для обеспечения нужд местного населения малый бизнес при одновременном экономическом стимулировании (субсидировании) выполнения бизнесом социальных обязательств, предусмотреть возможность заготовки древесины для собственных нужд на участках лесного фонда, переданного в аренду, привести в известность леса, появившиеся на землях сельхозназначения вокруг лесных поселков.

Есть нормативно-правовые проблемы и при использовании защитных лесов, в частности, существует неурегулированность технологических параметров в Правилах санитарной безопасности (отсутствуют пороги измеряемых характеристик древостоев, при сохранении которых считается, что насаждение сохраняет свои защитные свойства), отрывочная регламентация рубок ухода в защитных лесах (описание нормативов и ограничений по различным защитным лесам в Правилах изложено в виде свода запретов по применению отдельных приемов рубок в конкретных условиях), кроме этого. в разных субъектах РФ существует различная практика передачи защитных лесов в аренду. «Несовершенство правовой базы в одних случаях превращает рубки в защитных лесах в низко-прибыльное, неэффективное мероприятие, а в других, напротив, провоцирует высокорентабельные рубки «дохода», которые нарушают условия сохранения защитных лесов», - подчеркнул Андрей Захаренков.

Предлагается для решения проблем в этой части урегулировать противоречивые положения Лесного кодекса РФ, ФЗ закона об ООПТ, Закона о переводе земель из одной категории в другую для выработки единого понимания статуса земель ООПТ федерального и регионального значения, разработать отдельные технические регламенты по ведению лесного хозяйства и лесопользованию в защитных лесах, ввести законодательную норму, обязывающую разрабатывать специальные проекты по ведению лесного хозяйства в различных целевых категориях защитных лесов, расположенных на переданных в аренду лесных участках.

http://www.lesonline.ru/n/51586
Источник: umocpartner.ru
Просмотры: сегодня: 1, всего: 70

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки