Разделы
Прокуратура Ленинградской области признала, что лесной план и лесохозяйственные регламенты разработаны с нарушениями

Прокуратура Ленинградской области рассмотрела обращение Гринпис России и признала, что Лесной план и лесохозяйственные регламенты лесничеств Ленинградской области разработаны и утверждены с нарушениями. Губернатору Ленинградской области в связи с этим внесено представление. Об этом сообщается в письме Прокуратуры Ленинградской области от 12.03.09 №7/21-52-09.

Прокуратура Ленинградской области отмечает, в частности, что были нарушены установленные действующим законодательством требования к размещению проектов документов лесного планирования на официальном сайте Правительства Ленинградской области. Срок, предоставленный заинтересованным лицам для ознакомления с проектами, был меньше установленного. Кроме того, в составе размещенного на сайте проекта Лесного плана Ленинградской области отсутствовали карта с обозначением зон планируемого освоения лесов и карта-схема расположения особо охраняемых природных территорий. Карты-схемы лесничеств, входившие в состав проектов лесохозяйственных регламентов лесничеств Ленинградской области, также размещались на сайте для ознакомления заинтересованных лиц лишь частично.

Прокуратура Ленинградской области установила, что сведения предоставленные отделом особо охраняемых природных территорий Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области в раздел 1.1.7. лесного плана "Характеристика состояния лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения и динамика их изменения" неверно отражают информацию об имеющихся на территории области особо охраняемых природных территориях.

Прокуратура Ленинградской области, к сожалению, не разобралась в полной мере в ситуации с отнесением ранее выделенных зеленых зон поселений и объектов к иным категориям защитности. Прокуратура отмечает, что все леса Ленинградской области, ранее входившие в состав лесов первой группы, признаны защитными лесами, и дополнительно площадь защитных лесов увеличена на 118,6 тыс. га (в то время как проблема состоит в отнесении большей части бывших зеленых зон населенных пунктов и объектов к иным категориям защитных лесов, допускающим застройку).

Прокуратура Ленинградской области отмечает, что работа по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства документов лесного планирования Ленинградской области не завершена.

Одновременно с этим, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (территориальный орган Рослесхоза, начальник - С.Н. Штрахов) не признает допущенные при разработке и утверждении Лесного плана Ленинградской области нарушения, о чем сообщает в своем письме от 19 марта 2009 г. №СШ-04/270. Он не приводит сколько-нибудь серьезного обоснования перевода лесов бывших зеленых зон поселений и хозяйственных объектов в другие категории защитных лесов (запретным полосам лесов, расположенным вдоль водных объектов), но сообщает, что произведенные в Лесном плане изменения площадей и границ ценных лесов утверждены приказом Рослесхоза от 20 февраля 2009 года №48 "Об отнесении лесов к ценным, эксплуатационным лесам и установлении их границ на территории Ленинградской области".

Таким образом, из письма начальника Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу следует, что нарушения, допущенные при разработке Лесного плана Ленинградской области (необоснованное и самовольное, выходящее за пределы компетенции Правительства Ленинградской области отнесение ранее существовавших зеленых зон поселений и объектов к иной категории защитных лесов с более слабым режимом охраны), были впоследствии легализованы приказом Федерального агентства лесного хозяйства.

Следует отметить, что сейчас резкое (в десятки раз) сокращение площади зеленых зон поселений на территории Ленинградской области совсем перестало соответствовать действующему законодательству. Федеральным законом от 14 марта 2009 г. №32-ФЗ в закон о введении Лесного кодекса внесена статья 8-1, в соответствии с которой "Лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации". Этим же законом в статью 105 Лесного кодекса Российской Федерации внесен пункт 6, в соответствии с которым "Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается". Таким образом, у Правительства Ленинградской области больше нет правовых оснований для сокращения площади ранее существовавших зеленых зон поселений и объектов и отнесения большей их части к иным категориям защитных лесов.

Фактически это ознчает, что Лесной план Ленинградской области и большая часть лесохозяйственных регламентов лесничеств Ленинградской области превратились в устаревшие документы, не соответствующие действующему законодательству и не пригодные к практическому использованию (т.е. в макулатуру). Все эти документы подлежат приведению в соответствие с действующим лесным законодательством, а пока это не будет сделано - у лесничеств, лесохозяйственных организаций и лесопользователей Ленинградской области по-прежнему не будет бесспорных правовых оснований для охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов.

Лесной форум Гринпис России приводит текст письма Прокуратуры Ленинградской области:

"Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура Ленинградской области

194044 Санкт-Петербург, Лесной пр., д. 20, корп. 12

12.03.09 №7/21-52-09

Исполнительному директору ОММНО "Совет Гринпис" Цыпленкову С.А.

127994, г. Москва, ГСП-4, Гринпис России

Прокуратурой области по Вашему обращению о нарушении лесного законодательства при подготовке документов лесного планирования Ленинградской области проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года №200-ФЗ Российская Федерация передала субъектам Российской Федерации отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе разработку и утверждение лесных планов субъектов РФ. Этой же статьей определено, что средства на исполнение полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Федеральным законом от 4 декабря 2006 года №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определено, что лесные планы должны быть утверждены не более чем через два года со дня введения Лесного кодекса Российской Федерации, т.е. не позднее 1 января 2009 года.

Разработанный проект лесного плана в период с 15.11.2008 по 10.12.2008 года был размещен на официальном сайте Ленинградской области.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.04.2007 №246 (ред. от 17.11.2007) "Об утверждении положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесного плана, в том числе путем размещения его на срок не менее 30 дней на официальном сайте соответственно высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет.

Таким образом, срок размещения лесного плана не соблюден.

Несмотря на то что принцип распределения лесов по зонам их планируемого освоения был изложен в текстовой части размещенного Лесного плана на сайте, в нарушение п. 10 Постановления Правительства РФ от 24.04.2007 №246 на официальном сайте отсутствовала карта с обозначением зон планируемого освоения лесов.

Установлено, что сведения предоставленные отделом особо охраняемых природных территорий Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды ЛО в раздел 1.1.7. лесного плана "Характеристика состояния лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения и динамика их изменения" неверно отражают информацию об имеющихся на территории области особо охраняемых природных территориях.

Карта-схема расположения ООПТ на сайте не размещалась.

В соответствии с распоряжением правительства Ленинградской области от 31 августа 2007 года №341 -р "О разработке лесного плана Ленинградской области" в лесохозяйственном регламенте должен быть указан перечень и правовой режим лесов всех особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах лесничеств. Таким образом, в лесном плане указаны особо охраняемые природные территории, расположенные на землях лесного фонда.

Согласно п. 1.3.1. распоряжения, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях необходимо выделять особо охраняемые природные территории международного, федерального и регионального значения в отдельную категорию без выделения на их территории иных категорий защитных лесов.

По вопросу предполагаемого сокращения площади лесов зеленых зон городов и поселков в Ленинградской области сообщаю следующее.

Все леса на землях лесного фонда, расположенные на территории Ленинградской области, входившие ранее в состав лесов первой группы, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 04.12.2008 года №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в лесном плане Ленинградской области признаны защитными лесами. Общая площадь лесов первой группы по материалам лесоустройства составила 2598,8 тыс. га. Общая площадь защитных лесов, входивших в состав лесничеств по материалам Лесного плана, составляет 2717,4 тыс. га, что на 118,6 тыс. га больше, чем была площадь лесов первой группы.

Разработка лесохозяйственных регламентов по лесничествам Ленинградской области осуществлялась на основании государственного контракта от 05.05.2008 №6, заключенного между Комитетом и ОАО "Севзаплесхозпроект".

В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ, п. 12 Порядка разработки лесохозяйственных регламентов, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Минприроды России от 19.04.2007 №106, лесохозяйственные регламенты по мере их разработки были размещены на официальном сайте Правительства Ленинградской области.

Однако карты-схемы лесничеств в электронном виде были размещены не в полном объеме.

По выявленным нарушениям прокурором области 05.03.2009 Губернатору Ленинградской области внесено представление.

23.12.2008 от Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу в комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области поступили замечания (№ЮЧ-02/1367 от 17.12.2008) по лесохозяйственным регламентам Рощинского, Волосовского, Любанского, Подпорожского лесничеств. 25.12.2008 комитетом указанные замечания был направлены соисполнителю работ - филиалу ФГУП "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" для устранения недостатков в остальных лесохозяйственных регламентах.

Работа по приведению в соответствие с требованием действующего законодательства документов лесного планирования Ленинградской области не завершена. В марте комитетом планируется направить в Рослесхоз приведенные в соответствие с действующим законодательством документы лесного планирования.

Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой дополнительно проводится проверка лесохозяйственных регламентов Ленинградской области.

Начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области старший советник юстиции И.А. Жукова"


Просмотры: сегодня:1, всего:234

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки