Разделы
Что не так с лесными инициативами Совета Федерации

В последнее время Совет Федерации и лично его председатель В.И.Матвиенко проявляют очень много разнообразных инициатив, связанных с лесами и лесным хозяйством. Валентина Ивановна - главный и едва ли не единственный человек в руководстве страны, жестко и последовательно критикующий работу Рослесхоза и его руководителя И.В.Валентика. Совсем недавно Совет Федерации принял постановление от 30 января 2019 года № 17-СФ "Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке", в котором достаточно серьезно разобрал объемы, виды и причины воровства леса. 9 февраля В.И.Матвиенко опять выступила с жесткой критикой ситуации, сложившейся в российском лесном хозяйстве и лесопользовании.

Все это хорошо и правильно, и, возможно, в конце концов приведет к каким-то положительным изменениям в управлении российскими лесами. Но это все - вторичные, дополнительные, функции Совета Федерации и его председателя по отношению к российским лесам, лесному хозяйству и лесоползьованию.

Главной же функцией Совета Федерации по отношению к системе управления лесами в стране является контроль за качеством принимаемых федеральных лесных законов - в том числе Лесного кодекса, поправок к нему, а также смежных законов, влияющих на правовое положение лесов.

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 105 Конституции Российской Федерации, "Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы".

Российское лесное законодательство в последние годы меняется так часто, как оно не менялось никогда в истории. За время действия Лесного кодекса РФ 2006 года было принято уже 46 федеральных законов, вносящих в него разнообразные поправки - все они, как и сам Лесной кодекс РФ 2006 года, и закон о его введении, прошли через Совет Федерации, и получили одобрение. Несмотря на то, что все эти законы были весьма некачественными, а то и вовсе разрушительными для лесной отрасли - ни один из них не столкнулся ни с какими трудностями при рассмотрении в Совете Федерации.

2018 год оказался рекордным по числу принятых федеральных законов, внесших изменения в Лесной кодекс РФ. Некоторые из этих изменений могут оказаться весьма разрушительными - например, федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ, который может уничтожить все нерестоохранные полосы лесов (это примерно 5% лесов нашей страны, и это вторая по важности для сохранения водных биологических ресурсов категория защитных лесов), и резко увеличить масштабы разорительных рубок в водоохранных зонах (а это первая по важности для сохранения водных биологических ресурсов категория защитных лесов). Закон, как и все остальные лесные законы, получил одобрение Совета Федерации вообще без каких-либо возражений.

В 2019 году тоже может быть принято множество новых федеральных законов, затрагивающих леса и лесное хозяйство, в том числе как минимум один, последствия принятия которого могут оказаться даже более разрушительными, чем последствия принятия Лесного кодекса РФ 2006 года. Это - готовящийся сейчас Минэкономразвития России (т.е. тем же самым министерством, которым был подготовлен нынешний Лесной кодекс РФ) федеральный закон о крупнейшей со времен распада СССР земельной реформе, который, если будет принят в предлагаемом сейчас виде, полностью выведет из правового поля до 100-150 миллионов гектаров российских лесов, в основном в самых густонаселенных и освоенных регионах страны. Немало готовится и других, менее важных, но тоже откровенно некачественных законов.

Если Совет Федерации и лично В.И.Матвиенко хотят навести реальный порядок в российских лесах, сократить долю теневой и криминальной экономики в лесном секторе, создать условия для цивилизованного развития лесного хозяйства - им необходимо прежде всего сосредоточить усилия на том, чтобы больше ни один мутный и некачественный федеральный закон не получил одобрения верхней палаты российского парламента. Если получится добиться хотя бы этого - ситуация неизбежно с течением времени начнет улучшаться; в противном же случае положительные изменения если и будут, то лишь временными и поверностными.


Просмотры: сегодня:1, всего:159

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки