Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Турфирмы ... тексты

Дворянские усадьбы, http://podmoskovnye.ru/ Турфирма "Дворянские усадьбы" http://podmoskovnye.ru/ С. Галицын Мемуары Записки уцелевшего  Дарина - я подготовила экскурсию по частным подмосковным садам. Люди наслаждались природой, красотой и общением, но без необходимости быть в помещении. В Подмосковье есть удивительные увлеченные люди, которые создали у себя сады, на уровне английских, которые печатаются в журналах по ландшафтному дизайну. Также мы делали гастрономические туры по фермерским частным хозяйствам, сыроварням, на пасеку и так далее. Так что лето было очень активное, потому что люди засиделись дома, и у них была потребность выехать загород, пообщаться, узнать новую информацию.

Мастерская путешествий, эксклюзивные туры

Золотая Середина https://www.goldenmiddle.ru/schedule/dolgoprudnyy?city=3 5 июня Владимир, 24 июня Чв. Смоленск, Глинка, 3 июля сб Кашин, Калязин, 22 авг воскр. Дубна, женьшень

Экскурсия - Усадьбы Подольского уезда Вороново, Михайловское и Воробьево  -  турфирма "Лучший подарок"

Турфирма "Лучший подарокhttps://moskva.kotoroy.net/walks/- Усадьба фон Мэкк 1 т. р., кампус МГУ, Весьегонск 

Турфирма «Лауда».https://lauda-tours.ru/
Кози Москов https://cozymoscow.me/
Винный погребок
Турфирма «Кругозор» https://krugozor.ru/excurs/6313.html
 
"Усадебный Экспресс" https://usadboved.ru/
Пушкиногорье и другие усадьбы (встреча в г Великие Луки) https://usadboved.ru/pushkinogorje

Турфирма «Совсем другой город»

Об экскурсии “Вокруг особняка Высоцких: о творении Романа Клейна, династии чаеторговцев-революционеров и первой любви Бориса Пастернака” Особняк Высоцких недоступен для экскурсий – там детское учреждение, и правила безопасности закрывают нам доступ внутрь. 

Об экскурсии в скоропечатню Левенсона (смотрим Шехтеля) 

Экскурсия по подмосковной Бретани: в частную галерею бретонского искусства Amour Breton “Владелец одной из самых крупных из существующих коллекций кемперского фаянса, Евгений Александрович Плясов, живет в России. Вот в его-то музей мы вас и приглашаем. Коллекцию музея составляют: более 200 предметов бретонского фаянса периода 1870-1920х годов, мебельные гарнитуры (столы, стулья, шкафы, кухонные комоды и прочее – с богатым резным декором), картины французских художников, бретонские витражи с изображениями святых”.
В особняк Зинаиды Морозовой Мы только предлагаем экскурсионную программу по особняку для учреждений, которые сами организовывают доступ в Дом приемов МИД для группы своих сотрудников путем переговоров с ГлавУпДК при МИД России

10 и 30 усадеб и дворцов Москвы https://mishka.travel/blog/index/node/id/3949-10-usadeb-i-dvorcov-moskvi/  и https://journal.tinkoff.ru/list/usadebka/

Дворянские усадьбы список http://hist-usadba.narod.ru/links10-0.html

Ассоциация владельцев

Узнай Москву, АИФ https://aif.ru/realty/city/dvoryanskie_gnyozda_kakie_starinnye_usadby_v_moskve_sushchestvuyut_do_sih_por

Музей Москвы, Видео = Прогулки по Москве, Видео = Пешком, Дни исторического наследия

турфирма Дворянский усадьбы

Шаховские

Приглашаем на экскурсию о доме Жолтовского или как его еще называют Дом с башней на Смоленской площади. Это тот самый дом в стиле сталинского ампира, в котором находится вход в метро «Смоленская» Филевской линии.От Арбатских ворот вдоль бульваров идут два переулка соединяющие Воздвиженку с Тверской. Калашный – это задворки усадеб Кисловской слободы и Никитского бульвара, а Леонтьевский самый аристократичный. Мы начнем рассказ у котлована, где когда то был очень известный «Соловьиный дом», усадьба 18 века. А закончим у остатков знаменитой гостиницы, которую описал в своем романе Борис Акунин. Переулки сохранили разную архитектуру. Тут и ампирная усадьбы, и палаты, и эклектичный стиль, и историзм и даже конструктивизм. Вы узнаете о чудаке Дурнове, который переезжал из дома в дом. На нашем пути встретятся ведомственный дом Госбанка, усадьбы купцов Коншина, Ивана Морозова, Анатолия Мамонтова, княгини Уваровой. В Леонтьевском переулке друг напротив друга жили два кузена Алексеевых, только с разницей в 20 лет. Один построил себе усадьбу сам, а другой был вынужден потеснить хозяев. Там даже есть своя школа, которая сохранила имя благотворителя, но потеряла свой шведский облик.

Работа над проектом была начата в 1939, а завершена в начале 50-х. По задумке архитектора все пространство жилых помещений в любой момент могло становиться единым и помещения разделялись бы передвижными перегородками.
Что из задумок удалось осуществить, какие изменения происходили в доме и конечно, кто в нем жил, вы узнаете во время экскурсии-встречи.

Приглашаем посетить историческую гостиную дома семьи Юргенсон. Петр Юргенсон - издатель 500 русских композиторов. Издательство было крупнейшим в России с филиалами по стране. В этой гостиной бывали друзья – музыканты, композиторы, меценаты, среди которых братья Рубинштейны,Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский, Третьяковы и многие другие. Здесь музыканты обыгрывали и вносили корректуры в новые произведения. Традиция продолжилась и при следующем поколении Юргенсонов. При Борисе Петровиче в доме бывали Скрябин, Рахманинов, а к АлександреПетровне приходили братья Васнецовы, Суриков. Где сегодня находится гостиная, раньше были главные палаты дома. Здесь принимали визитеров и во времена дьяка Украинцева, Голицыных архива Коллегии Иностранных дел. Эти стены помнят Александра I, Николая I, Бисмарка. В архивах над рукописями работали Пушкин, Соловьев, Карамзин, Бартенев. Силами семьи и спонсоров в гостиную вернулись предметы мебели, картины, фотографии, частично удалось воссоздать облик ХIХ века.Экскурсию проводит Анастасия Борисовна Юргенсон праправнучка Петра Юргенсона В завершении экскурсии гостей ждет концерт.

Недалеко от монумента «Покорителям космоса», в одном из Останкинских переулков стоит двухэтажный особняк, окруженный садом. Дом, построенный в 1959 г. по проекту архитектора Р. И. Семерджиева, был подарен С. П. Королёву Советским правительством за создание и успешный запуск 4 октября 1957 года первого в мире искусственного спутника Земли.

В конце XYIII - начале XIX на месте нынешнего Дома Ученых возникает владение московского военного губернатора Ивана Петровича Архарова. Позже усадьбой владеет целая череда именитых фамилий: Нарышкины, Мусины-Пушкины, Гагарины, Трубецкие. В 1865 г. владение № 16 переходит к известным купцам, фабрикантам, предпринимателям Коншиным.На месте старого Коншины строят новый дом в прежних формах. Для этого они привлекают архитектора Анатолия Оттовича Гунста. Гунст проектировал особняк с большим размахом, не стесняясь в средствах. Его творение по праву заняло место в ряду самых роскошных построек на Пречистенке. Наиболее эффектно выглядят интерьеры дома, в создании которых архитектор проявил себя как крупный мастер. Особенно роскошен Зимний сад (ныне — парадная столовая) с остекленным эркером и световым фонарем, эффектно отделанный объем которого, был встроен со двора. Мрамор был выписан из Италии, бронзовые украшения— из Парижа. Громадное стекло было заказано также в Италии. Его везли в Москву в специально оборудованном вагоне.Сегодня в бывшей усадьбе находится Дом Ученых, который любезно откроет для нас свои двери. Мы посетим парадную анфиладу залов и за чашечкой чая или кофе полюбуемся Зимним садом.

СПб

Академия Наук (Университетская наб) экскурсия, арх Кварнеги

Музей Набокова. Будущий великий писатель, великий изгнанник, на весь мир прославивший русскую литературу ХХ века, родился в этом доме на Большой Морской 10 апреля (по старому стилю), 22/23 апреля (по новому стилю) 1899 года. С тех пор внешний облик дома почти не изменился, не изменился и номер дома. Более того, теперь вернулось и прежнее, «набоковское» название улицы, которая долгое время называлась улицей Герцена. В своем автобиографическом романе «Другие берега», написанном почти через пятьдесят лет после расставания с домом, Владимир Набоков очень точно описал и внешние приметы дома, и образ жизни обитателей дома — своей семьи. Набоков называл дом на Большой Морской «единственным домом в мире». И понимать это можно буквально — Набоков и его семья никогда не имели никакого собственного жилья после отъезда из Петербурга 15 ноября 1917 года. И хотя за эти годы многое в доме оказалось утрачено, он по-прежнему сохраняет облик и атмосферу того неповторимого дома, где вырос писатель и который знаком нам и по автобиографии и по другим произведениям Набокова (Машенька, Защита Лужина и др.), на страницах которых оживает особняк на Большой Морской. Музей был открыт к столетию со дня рождения писателя, когда в доме не было почти ни одного предмета, оставшегося со времени жизни Набоковых. Однако за эти годы музей сумел собрать значительную мемориальную коллекцию и большую научную библиотеку.

***

Ховрино. Сельцо, а затем и усадьба Ховрино (ул. Клинская, д. 2  на севере Москвы получила это название ещё в XV в. от первого владельца - сурожанина (грека) из Крыма Сафарина по прозвищу Ховра, что в одном из вариантов перевода значит «неряха, свинья».Грек был богат, владел в Крыму Балаклавой и был допущен служить при московском великом князе. Потомки Ховры, сын и внук Ховрины,выстроили церкви в москов­ских монастырях - Симоновом , Воздвиженском, а ещё у Спасских и Боровицких ворот. Правнук Иван, ставший боярином и крест­ником великого князя Ивана III, имел прозвище Голова, и фамилия Ховриных поменялась на Головиных. История Ховрина - лабиринты сюжетов и судеб. Одним из владельцев усадьбы был князь Оболенский,его внук Евгений участвовал в восстании декабристов, за что оказался в Сибири. А его отец, Пётр, продал усадьбу Наталье Столыпиной, младшей сестре бабушки М. Лермонтова. Одним из героев «ховринского сюжета» числился и Пушкин,которому совладелец Ховрина гвардии полковник Лука Жемчужников (страстный и удачливый карточ­ный игрок) одолжил «денег государственными ассигнациями 12 500 руб. за проценты на 2 года». Пушкин, сам игрок, не имел никаких средств вернуть долг ховринскому помещику ни через 2, ни через 5 лет. И лишь внезапная гибель поэта и государева опека проблему векселя разрешили. Лука Ильич богател на карточ­ной удаче. Перестроил в Ховрине старый дом и флигели, храм и сад с мостами, гротами, оранжереей, выстроил Знаменскую церковь после смерти 24-летнего единственного сына. А дальше постройки с парком купил подрядчик и купец Панов, затем  купец и фабрикант М. С. Грачёв (отсюда и второе название Ховрина - Грачёвка). Именно по заказу последнего знаменитый архитектор Лев Кекушев строит в 1890-х главный усадебный дом, похожий на казино в Монте-Карло.

Усадьба Свиблово (Лазоревый пр., д. 13 и 15) - одна из древнейших и наилучшим образом сохранившаяся (в обличье уже XIX в.). Она упоминается в грамоте при московском князе Василии I в 1423 г. как село на берегу Яузы - Фёдоровское, по имени владельца боярина Фёдора Свиблова из «ближнего круга» Дмитрия Донского. Свиблов руководил невиданно скорым строительством Московского белокаменного Кремля, отсюда пошло и первое название одной из его башен - Свибловская, с 1633 г. - Водовзводная. В Смутное время за участие в защите Москвы Свиблово пожаловали уже Льву Плещееву уже как наследственное владение - вотчину. Позже оно перешло к родственнику Плещеевых, Кириллу Нарышкину соратникуПетра 1 и родственнику царя по линии матери. В петровские годы он деятельно перестраивает плещеевские палаты, возводит в 1708 г. храм св. Троицы, колокольню. И всё в стиле, названном «нарышкинское барокко».В XIX в. усадьбу Свиблово приобретает известный купец и богач Кожевников, при котором она и прославилась по всей Москве. Там устраивались пышные публичные гулянья, строились суконная фабрика, заводы - гвоздильный и патронный, пекарня, две торговые лавки, трактир. Дух праздной и уютной, живописной барской усадьбы, атмосфера райского уголка и барского родового гнезда уходят. Теперь здесь делают деньги, трудится и гуляет рабочий люд!

 
 
Усадьба Свиблово.

Братцево. Север Москвы, у самой МКАД, - Братцево. Его главная ценность - старинное поместье (Светлогорский пр., д. 13). Это одна из самых неизвестных усадеб Москвы. История ведётся от Смутного времени, когда в 1608 г. между речками Всходней и Химкой разбил свой лагерь Лжедмитрий,Тушинский вор. Переходя из рук в руки, Братцево было пожаловано в 1695 г. всё тому же Кириллу Алексеевичу Нарышкину.Кирилл Алексеевич был царедворцем энергичным, но имение запустил. Сын его Семён продал Братцево сёстрам. Одна из них, Софья, вышла замуж за барона Строганова, и в итоге усадьба досталась их сыну Александру Строганову,будущему президенту Академии художеств. Облик Братцева определил знаменитый архитектор Казанского собора в С.-Петербурге А. Воронихин (по легенде, внебрачный сын Строганова). Новый хозяин обожал искусство и металлургию. Ему благоволила сама государыня Елизавета Петровна и нашла ему невесту - свою родственницу Анну Воронцову. Анна прожила недолго, и вдовец быстро утешился, женившись на Екатерине Трубецкой. Молодые жили за границей, появился сын. А вот когда вернулись... Красавица-супруга без памяти влюбилась в молодого генерал-адъютанта, фаворита императрицы Екатерины, красавца И. Н. Римского-Корсакова. Роман их скоро был открыт в свете. Любовница бросила семью и бежала к «другу сердца» в Москву. Но Строганов делает благородный жест - не затевает повторного скандала с разводом, а отдаёт неверной супруге дом в Китай-городе и Братцево. И в 1815-м (после её кончины) Римский-Корсаков унаследовал Братцево, где и был похоронен сам.Сегодня в Братцеве - усадебный двухэтажный дом на холме, уникальная беседка-ротонда, парк, храм Покрова 1672 г., вновь действующий с 1992 г. Здесь снимали кинофильмы «О бедном гусаре замолвите слово», «Барышня-крестьянка», «Бедная Настя» и телесериал «Глухарь».

 

Остафьево. Второе название Остафьева говорит само за себя - «Русский Парнас». На протяжении XIX столетия усадьба была местом творческих встреч нескольких поколений знаменитых литераторов.Остафьево известно по документам с начала XVII в., но культурным центром стало два столетия спустя, когда усадьба перешла к князьям Вяземским (среди которых был поэт и литературный критик Пётр Вяземский). При них был построен главный дом и разбит парк, где теперь гуляют туристы. Трудно поверить, но факт: раньше по этим же липовым аллеям прогуливались и Василий Жуковский, и Денис Давыдов, и Александр Грибоедов, и Николай Гоголь, и Константин Батюшков. Даже польский поэт Адам Мицкевич. Но именами двух гостей здесь дорожат особенно. С 1804 по 1816 г. в этом имении прожил Николай Карамзин. Здесь он написал 8 томов главного труда своей жизни - «Истории государства Российского». Карамзин очень ценил уединение и заботу, которой его окружила родня (он был мужем дочери владельца усадьбы - Андрея Ивановича Вяземского). Сохранились письма, в которых историк отчитывался о своей работе.Второй гость, без которого нельзя представить историю усадьбы, - Александр Пушкин. Поэт с лицейских лет дружил с Петром Вяземским и приезжал к нему трижды. Первый его визит в июне 1830 г. был связан с подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, которую Вяземские даже предлагали провести у них в усадьбе. Второй раз Пушкин приезжал в декабре того же года и читал здесь главы из «Евгения Онегина», а в январе 1831 г. гений хорошо повеселился у Вяземских на балу. В 1899 г. последний владелец Остафьева граф Сергей Шереметев торжест­венно отметил здесь 100-летний юбилей Пушкина, а в 1913-м в усадебном парке открыли памятник главному русскому поэту.  Москва, п. Рязановское, с. Остафьево (сайт - ostafyevomuseum.ru

 

Абрамцево. «Приятный уголок» на берегу речки Вори получил известность благодаря своему незаурядному владельцу - Сергею Аксакову. Автор «Аленького цветочка» купил Абрамцево в 1843 г. Здесь, вдали от городской суеты, Аксаков создавал свои лучшие произведения, часами сидел с удочкой на речке или бродил по лесу с ружьём. «Деревня обняла меня своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своею тишиною. Не умею объяснить тебе, какой мир пролился в мою душу», - писал Сергей Тимофеевич из Абрамцева сыну Ивану. Покидая любимую усадьбу, Аксаков в 1857-м ­оплакал её в своём последнем стихотворении: «Прощайте, горы и овраги, / Воды и леса красота, / Прощайте ж вы, мои «коряги», / Мои «ершовые места».В 1870-м осиротевшее имение приобрёл Савва Мамонтов. Он привёл в порядок обветшавшие постройки, завёл образцовые теплицы с клубникой и стал принимать новых гостей - художников. В память о них здесь литературный музей и художественные мастерские. Москов­ская обл., Сергиево-Посадский р-н, городское поселение Хотьково, c. Абрамцево, ул. Музейная, д. 1 (сайт музея - abramtsevo.net)

Музей соколиной охоты. Также находится на Дмитровском шоссе. Музей посвящен истории соколиной охоты. Здесь можно познакомиться со старинным бытом сокольничьих, побывать на уроке соколиной охоты — с настоящими птицами, отведать чая из самовара, покататься на пони и прогуляться по экологической тропе. Добраться можно на 302 автобусе от метро «Альтуфьево» — до остановки «Поселок Леспаркхоза».

 

«Дом дурака»: чем знаменит особняк Арсения Морозова. Один из самых необычных домов Москвы стоит на Воздвиженке – затейливый особняк знатного московского купца Арсения Морозова.Сейчас дом считается памятником архитектуры федерального значения, но мало кто знает, что оценить его по достоинству москвичи смогли лишь к началу 2000-х. Современники же единогласно окрестили особняк «домом дурака». Витиеватый «дом с ракушками» - единственное, чем прославился Арсений Морозов. Представитель знатного рода и миллионер не принимал участие в семейном текстильном производстве, не разделял интереса братьев к искусству, не был ни отмечен на службе, ни замечен в благотворительности. Единственной страстью Морозова были путешествия. В одном из них, в 1894 году на Всемирной выставке, которая в тот раз проходила в Антверпене, купец подружился с архитектором Виктором Мазыриным, открыто увлекающимся эзотерикой. На мероприятии Мазырин присутствовал как архитектор и проектировщик русского павильона. Мазырин сразу принял заказ Морозова на строительство особняка, но никаких конкретных пожеланий у будущего заказчика не было. Для поиска вдохновения Морозов и Мазырин отправились в совместное путешествие по Европе, выбрав южное побережье. Подходящий дом нашелся в португальском городе Синтра: молодому промышленнику больше всего понравился дворец Пена, который был построен во второй половине XIX столетия по проекту немецкого архитектора Людвига фон Эшвеге для местного принца – Фернанду II. Строительство оригинального замка, по размерам намного превосходящего московский прототип, тянулось несколько десятилетий, вплоть до самой смерти принца в 1885 году. По иронии в том же году в собственность семьи Морозовых переходит участок на Воздвиженке, который раньше принадлежал князьям Долгоруким. Недвижимость выкупает мать Арсения Варвара Морозова, чтобы построить дом для себя самой. Проект первого особняка для купчихи с флигелем и сторожкой реализовал архитектор Роман Клейн. В главном двухэтажном здании были 23 комнаты, еще 19 располагались в подвале, а зал для приемов вмещал до 300 человек. Классическая усадьба сохранилась до сих пор – речь о четырнадцатом доме по Воздвиженке, который заметно контрастирует с шестнадцатым. Через 10 лет, в 1895 году, Морозова выкупила землю у соседа – антрепренера баварца Карла Маркуса Гинне. С 1868 года здесь располагался его конный цирк, который в 1892 году сгорел при невыясненных обстоятельствах. Спустя два года после сделки, в 1897 году, земля была переписана на самого Арсения Морозова – участок стал подарком на очередной день рождения. Начинается строительство. Принято считать, что первый камень в доме заложила Лидия Мазырина – балерина и старшая дочь архитектора. Закончить строительство удалось в рекордные сроки – уже к концу 1899 года здание было готово.

Во время строительства замка синтровского дворца немец Эшвеге не ограничивался единым стилем – в здании проглядывают черты мануэлино, готики, ренессанса, мавританского и восточного стилей. По тому же пути пошел и Мазырин. Стиль дома на Воздвиженке архитекторы называют псевдомавританским. Дом украшают характерные колонны и башни, но внешняя и внутренняя отделка позаимствованы из других направлений. Ракушки на фасаде Мазырин по всей видимости позаимствовал у главной достопримечательности испанского города Саламанка – знаменитого дома с ракушками Casa de las Conchas, относящегося к готическому стилю. А мозаика внутреннего дворика выглядит вполне античной. Все фасады дома оплетают реалистичные канаты, местами завязанные в узлы.Символы должны были принести владельцу дома счастье, но так и не сработали.Еще до окончания работ в адрес особняка и его владельца посыпались насмешки. Сам Арсений рассказывал друзьям о бурной реакции матери, приводя ее слова: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Негативно отозвались и братья Морозова – известные городские меценаты. Сам Арсений отшучивался: «Мой дом вечно будет стоять, а с вашими картинами неизвестно что еще будет». Критиков хватало и вне семьи. Известный исследователь Москвы Владимир Гиляровский вспоминал эпиграмму, которую после появления замка сочинил молодой актер Михаил Садовский: «Сей замок на меня наводит много дум,/И прошлого мне стало страшно жалко./Где прежде царствовал свободный русский ум,/Там ныне царствует фабричная смекалка». В романе «Воскресение» Льва Толстого морозовскому особняку посвящен один из диалогов Нехлюдова с извозчиком, где подчеркивается огромный размер и несообразность строящегося здания.Прославился дом на Воздвиженке и шикарными банкетами. Собрать московский бомонд удавалось без труда – двоюродный дядя хозяина дома, заядлый театрал Савва Морозов,приводил к племяннику многих собственных друзей, в частности – Максима Горького. Арсений Морозов жил в своем доме до самой смерти в 1908 году. Купец скончался после нелепого несчастного случая в Твери, городе где располагалась одна из семейных фабрик: прострелил себе ногу, сказав приятелям что не почувствует боли благодаря силе духа, которая выработалась благодаря эзотерическим техникам Мазырина. Получив рану, Морозов и правда не поморщился. Но неснятый сапог и сильное кровотечение спровоцировали гангрену и заражение крови. После его смерти оказалось, что по условиям оставленного завещания законной жене Варваре и дочери Ирине не достается ничего из нажитого имущества. Распорядительницей 4 млн рублей капитала и особняка на Воздвиженке стоимостью еще в 3 млн рублей стала Нина Коншина – дама полусвета, с которой Морозов жил последние несколько лет. На наследницу подали в суд: родственникам удалось отсудить часть денег и активов, но в самом доме любовница промышленника прожила до революции 1917 года.Во время революции в здании располагалась штаб-квартира партии анархистов. С 1918 до 1928 года дом находился в распоряжении первого рабочего театра Пролеткульта. В этот период здесь постоянно бывают Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский, Сергей Эйзенштейн и Сергей Есенин. Последний здесь даже прожил несколько месяцев, поселившись в чердачном помещении у сотрудника канцелярии – поэта Сергей Клычкова, который приспособил под жилье бывшую ванную. Но с обстановкой оказалось сложно: современники вспоминали, что пьесы ставились прямо в приемной зале, где пространство было обустроено амфитеатром. После театралов дом на Воздвиженке получил Наркомат иностранных дел. Попеременно здесь размещались посольства Японии, Индии и редакция английской газеты «Британский союзник». С 1950-х помещение занял «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран». В начале 2000-х здание перешло в распоряжение федеральных властей и претерпело реставрацию, в 2006 здесь открылся дом приемов правительства России.

 

Особняк Дерожинской. Выстроенный в начале XX века особняк Александры Дерожинской в Кропоткинском переулке знаменит намного меньше других московских особняков. Главная причина – скудная информация об истории дома и его обитателях. Но, несмотря на отсутствие именитых жильцов, городская усадьба остается одним из ключевых памятников московской архитектуры стиля модерн.История 13-го дома в Кропоткинском, а ранее Штатском переулке началась с московских купцов-старообрядцев. Здание было построено по заказу дочери московского фабриканта Ивана Бутикова.Ансамбль зданий его красильных и набивных мануфактур, построенных по проекту архитектора Адольфа Кнабе, до сих пор сохранился на Пречистенской набережной. Купец выдал свою единственную дочь, 16-летнюю Александру, за старообрядца и финансиста Павла Рябушинского.Брак оказался несчастливым и фактически распался в 1900 году. Но именно неудачному замужеству девушка обязана своему увлечению модерном и знакомству с Федором Шехтелем. Архитектор был дружен с родным братом Павла, Степаном Рябушинским.Позже, одновременно с домом Дерожинской, Шехтель построит на Малой Никитской дом для самого промышленника, в котором сейчас функционирует музей-квартира писателя Максима Горького. В 1901 году Александра повторно вышла замуж. Новый избранник – небогатый офицер, а в будущем чиновник Владимир Дерожинский. Отец военного, генерал Валерьян Дерожинский, прославился в Русско-турецкой и Крымских войнах и был отмечен за особую отвагу. В жизни самой Дерожинской тоже произошли перемены: родители девушки умерли, оставив ей значительное состояние и полную свободу. А уже через несколько лет, после гибели бездетного брата, Дерожинская получит весь капитал семьи и возьмет на себя управление мануфактурами. Молодая чета решилась на строительство собственного дома. Участок со скромной деревянной застройкой купили в начале августа 1901 года, а уже в сентябре подали прошение о сносе существующих зданий и строительстве новых. К этому времени Федор Шехтель и Александр Галецкий уже представили поэтажный проект будущего дома. Договоренность между Дерожинской и архитекторами была достигнута многим ранее, в качестве приблизительной даты современники указывали 1986-й – год рождения сына предпринимательницы и Рябушинского, Павла. Второй брак Дерожинской продлился до 1910 года, тогда она встретила своего третьего мужа – Ивана Зимина, директора текстильного «Товарищества зуевской мануфактуры». Как и семья Бутиковых, Зимины были известными московскими старообрядцами. Вместе с новым замужеством изменился и круг друзей Дерожинской. Родной брат ИванаСергей Зимин, был основателем собственного «Оперного театра», который позже был преобразован в филиал Большого театра. Пара прожила в усадьбе до революции 1917 года, когда была вынуждена эмигрировать в Италию. В 1918 году здание усадьбы было национализировано. Первым здесь обосновался Культурно-просветительский центр украинской Рады, уже через год – внешкольный отдел Наркомата просвещения во главе с Надеждой Крупской. В 1920 году структура переберется на Сретенку, а усадьбу займут только что созданные структуры Главлитпросвета. В 1923 году распоряжаться домом будет представительство Норвегии, а следом дом уже официально получает в распоряжение Бюро по обслуживанию иностранцев, здание начинают использовать для размещения иностранных делегаций. С тех пор оно числилось сначала на балансе структур наркомата иностранных дел, а после – министерства. Для посетителей дом был открыт единожды – в 2009 году, после этого дом был закрыт на реставрацию. После окончания работ МИД вновь рассчитывает сдать памятник культурного наследия в аренду.

 

Особняк АИФ Мясницкая. Пресс-особняк «АиФ» на Мясницкой улице в самом сердце столицы стал первой пресс-площадкой, созданной российской газетой. Его выбирают для встреч с журналистами самые известные российские политики, министры, губернаторы, бизнесмены, финансисты, представители творческой интеллигенции и шоу-бизнеса. Так, с 1991 года здесь было проведено более 5000 пресс-мероприятий. Многих гостей привлекает не только богатый опыт пресс-центра в проведении подобных мероприятий, но и сам старинный особняк, построенный в 1793-1802 гг. известным архитектором Матвеем Казаковым в стиле классицизма. Усадьба семейства Барышниковых интересна как своей историей, так и великолепными интерьерами. История Мясницкой улицы берет свое начало во времена царствования Ивана III Великого, в ходе правления которого вокруг Москвы объединилась большая часть русских земель, а сам город превратился в центр общерусского государства. Свое название Мясницкая получила по имени Мясницкой слободы. В те времена на этой улице селились мясники, поставлявшие свежее мясо в Кремль. А уже при Петре I Мясницкая стала дорогой между Кремлем и Немецкой слободой, по которой постоянно ездил государь. Это придало улице особый статус, и вскоре ее стали считать самой модной в городе. Знатные царедворцы спешно переезжали жить на Мясницкую, а вот придворным поставщикам мяса пришлось сменить место проживания.

На Мясницкой традиционно проходили триумфальные шествия полков, царские развлечения: гуляния, «огненные потехи» и шествия «шутейного собора». Князь Александр Меньшиков, правая рука Петра I, тоже построил себе здесь дворец. Сегодня на его месте находится Почтамт, перестроенный из дворца в конце XVIII века. Именно отсюда во все концы России разъезжались почтовые кареты – единственно возможный по тем временам способ связи. К началу XIX века Мясницкая превратилась в средоточие торгово-промышленного капитала и богемы: здесь бывали Антон Чехов, Клод Дебюсси, Петр Чайковский, Ференц Лист, Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Константин Станиславский.Исконным владельцем особняка, в котором теперь располагается пресс-центр «АиФ», был представитель одного из самых богатых родов Российской импери Иван Иванович Барышников (1749-1834 гг.). Он был неординарным человеком. Рачительный и предприимчивый хозяин, Барышников владел конными заводами и хлебопекарной индустрией. Солидный доход купцу приносили садоводство, аренда мельниц, бондарное дело. Барышников также владел бумажной, суконной и стекольной фабриками, кожевенным заводом. В 1784 году Иван Иванович вышел в отставку в чине майора, продал дом в Петербурге и поселился в Дорогобужском имении в Смоленской губернии.Иван Барышников был большим ценителем искусства, особенно архитектуры. Для проектирования своих усадеб он приглашал известнейших архитекторов того времени, например, Матвея Казакова. Его считали одним из крупнейших коллекционеров картин того времени. В картинной галерее купца были произведения Брюллова, Левицкого и даже Рафаэля. В имении Алексино работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов.

Будучи просвещенным человеком, Барышников выделял огромные суммы на развитие образования. В Смоленске по его инициативе открыли Главное народное училище и гимназию. Знаменитый купец был избран почетным смотрителем Дорогобужского уездного училища, которому он жертвовал значительные суммы и подарил двухэтажный дом. Много средств тратил Иван Иванович на строительство храмов в своих имениях. Андрей Барышников в своих «Описаниях» так характеризует отца: «Человек большого здравого смысла, от природы одаренный удивительным инстинктом художественного изящного, но более застенчивый, нежели предприимчивый, прекратил после отца своего откупные дела его …».Особняк принадлежал роду Барышниковых 50 лет. Затем дом перешел в руки дворянской семьи Степана Бегичева, а потом Петра Бекетова. После революции усадьбу передали казне, и по решению советской власти в доме устроили больницу для чернорабочих. С 1922-го года здание занял НИИ санитарного просвещения Минздрава СССР. В дворцовых покоях имения Барышникова в Смоленской губернии разместилась администрация конного завода, лепнина была закрашена под шаблон «белый верх, синий низ», росписи и барельефы затерты, конюшни в стиле классицизм разрушены. В советские годы усадьбы Барышникова пострадали едва ли не больше, чем от разорения французской армией. Так, до наших дней не дошло ни одного портрета Ивана Барышникова. Все изображения были утрачены, так же как и большинство реликвий его коллекции.

В начале 90-х годов особняк Ивана Барышникова на Мясницкой улице передали в долгосрочную аренду редакции газеты «Аргументы и факты» на 49 лет. Можно сказать, что только с этого времени у дома появился новый хозяин, который с должным почтением относится к памятнику архитектуры, а не использует его просто как казенный дом. Во многом благодаря «Аргументам и Фактам» дом Барышникова, чудом переживший пожар 1812 года и десятилетия советской власти, сохранен практически в первозданном виде и до сих пор радует взор москвичей и гостей пресс-центра.Матвей Казаков построил усадьбу Барышникова на Мясницкой улице в форме буквы «П». Такая необычная, но блестящая внутренняя планировка дома позволила полностью включить в новое здание старые палаты XVII века. «…таких частных домов, каков был наш дом, и которых теперь величают дворцами, было в Москве до 20-х годов несколько десятков, но теперь все они уже в казне, за исключением разве трех или четырех. По их размерам, по их великолепию в отделке заслуживали они, действительно, вполне названия дворцов, кто бы ни жил в них. Таким был и наш дом, стоявший покоем средний корпус на двор, боковые корпуса – на улицу и, верно, имевший шагов 120 внутри дома в длине от одного конца до другого», – вспоминал сын Ивана Барышникова.

 

Усадьба Гагарина в 2015 г. Завершилась реставрация легендарной усадьбы Гагарина. Построенны М. Казаковым по заказукнязя С Гагарина в 1770?х гг., величественный дворец прославился тем, что с 1802 г. здесь размещался Английский клуб - центр общественной и политической жизни. Однако в 1812-м здание сильно пострадало от пожара, а затем после капитального ремонта под руководством другого знаменитого зодчего Осипа Бове было выкуплено у Гагариных государством для Ново-Екатерининской больницы. Мед­учреждение просуществовало там до начала 2000-х, пока не переехало в новое здание, а старый особняк оказался в полном запустении и забытьи. Никем не охранялся и частенько становился фигурантом хроники происшествий, потому что здесь нередко вспыхивали пожары и зимовали бродяги. Читайте также: Дворцовый переворот. Три истории усадьбы князя Сергея ГагаринаСобянин предложил превратить территорию усадьбы Гагарина в общедоступный парк и с помощью пешеходной зоны соединить его с близлежащим садом «Эрмитаж». Таким образом, москвичи получат большую зелёную зону в самом центре города. 

Палаты XVII в. в Архангельском пер., д. 10, стр. 2. Они пережили пожар 1812 г. и множество владельцев, среди которых был отец известного московского. хирурга Павла Килбдюшнвского. В советское время здание хотели было снести, но потом использовали под жильё для пролетариата. А в 60-х, обратив внимание на его почтенный возраст, взяли под охрану. Ещё в позапрошлом году палаты находились в аварийном состоянии, теперь же, после тотального обновления, здесь офисы достаточно высокого класса. В настоящее время идёт реставрация усадьбы Боткина (Петроверигский пер., д. 4), где по поручению Путина  планируется создать Музей военной истории России.

 

Метро Октябрьская, улица Большая Якиманка, 43. Дом купца Игумнова — исторический особняк в псевдорусском стиле. Был построен в 1895 году на месте небольшого деревянного дома купца Николая Лукьянова. Для строительства кирпич выписывался из Голландии, а многоцветные изразцы для оформления были изготовлены на знаменитом заводе Кузнецова. В 1938 году здание было передано в распоряжение французского правительства для французского посольства.

Метро Чистые пруды, Читопрудный бульвар, 14 строение 3. Красоту этого дома можно не заметить, если не поднять голову вверх. Фасад бывшего доходного дома Святой Троицы на Грязях, украшен барельефами фантастических птиц, животных и растений. Автором оформления является художник Сергей Вашков.

Метро Фрунзенская, улица Погодинская, 12А. Одно из немногих уцелевших в Москве деревянных зданий можно увидеть в Хамовниках. «Погодинская изба» — историческое здание, представляющее собой деревянный сруб, построенный в традициях русского народного деревянного зодчества для историка и коллекционера М. П. Погодина.

Метро Кропоткинская, Курсовой переулок, 1. Дом Перцовой — доходный дом в Москве, расположенный на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, построенный в 1905-1907 годах архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом. Дом включал в себя квартиры, а также мастерские художников в верхней мансардной части здания.

Метро Тургеневская, улица Мясницкая, 19. Дом Перлова — жилой дом и чайный магазин, построенный в 1890-1893 годах для чаеторговца Сергея Васильевича Перлова. В 1896 году фасад здания переоформлен К. К. Гиппиусом в китайском стиле. В 2012 завершилась масштабная реставрация здания. 

Купцы, фабриканты, дворяне — к началу ХХ в. мало кто из них оставался в стороне, не желая тратиться на благотворительность. В изданном в 1901 г. «Сборнике справочных сведений о благотворительности в Моск­ве» значилось 628 благотворительных заведений. Третьяковы (этой весной не только Россия — весь мир отметил 160 лет созданной ими художественной галереи), Морозовы, Бахрушины, Мамонтовы... Их имена на слуху, им воздаётся должное. Но сколько ещё неизвестных русских благотворителей...И среди них Козьма Терентьевич Солдатёнков. Особняк, где он жил, но главное — об­у­строил бесплатную галерею-музей на основе своей коллекции (258 картин), — рядом с «АиФ» на ул. Мясницкой, д. 37 . Несколько комнат занимал хозяин, но большая часть дома была отдана под картины, собирать которые Солдатёнков начал раньше, чем Третьяковы. Музей его был закрыт после революции, коллекция «расформирована», на доме нет даже памятной доски...

Солдатёнков — личность уникальная. Дед его, выкупив семью из крепостных, пришёл в Москву, чтобы начать здесь своё текстильное дело. Отец, активно развивавший семейный бизнес, уже был купцом 1-й гильдии. А Козьма, став наследником, заработал 8-миллионное состояние. И, выучив языки, отправился по Европе, в Италию, познавать европейскую культуру! Чтобы потом покупать живопись, книги — не для себя, для людей.В нём удивительнейшим образом уживались два каче­ства — железная хватка предпринимателя и то, что сегодня называют чув­ством социальной ответственности. Сколько он сделал добра («благотворитель» ведь от слов «творить благо»!) для бедняков, учащихся, сирот, вдов! Построил приют на Мещан­ской, 15 , училище на Донской, 37 , богадельню для старо­обрядческого Рогожского посёлка с храмом Покрова на Рогожском кладбище... Но, конечно, главное его детище — знаменитая Боткинская (до 1920 г. Солдатёнковская) больница (2-й Боткинский пр., 5) , в строительство которой он вложил около 2 млн руб. При этом, как вспоминали очевидцы, когда на одном из устраиваемых им обедов кто-то из гостей задумчиво произнёс: «Хорошо бы спаржи откушать», Солдатёнков обрубил: «Спаржа, батенька, нынче кусается — по 5 рублей за фунт!». 

В Третьяковке есть известный портрет кисти Рокотова — молодой человек в голубом мундире. Это князь Дмитрий Михайлович Голицын из древнейшего (600 лет) рода. Это на его деньги (более 800 тыс.) в 1802 г. в Москве была открыта выстроенная по проекту Матвея Казакова и Василия Баженова «Голицынская больница». Князь в завещании пожелал создать «учреждение Богу угодное и людям полезное», или «больницу для бедных, и русских, и иностранцев, всякого пола, вероисповедания и национальности». По оснащению эта клиника считалась в те времена лучшей в Европе. Руководил строительством его двоюродный брат, действительный тайный советник и обер-камергер Александр. Под его приглядом был воздвигнут 1-й корпус нынешней Первой град­ской. В 1805-м к ней добавили богадельню для неизлечимых, школу, родильный приют, после выросли храм и бесплатный музей с коллекцией живописи Голицыных (Ленинский пр., 8) . Голицынская больница была одним из немногих зданий, уцелевших во время пожара 1812 г. И в ней, по иронии судьбы, разместили госпиталь для... французских солдат. После революций больницу закрыли, усыпальница Д. М. Голицына была уничтожена. Храм же действующий, и прямо из него — вход в бывший кабинет князя, там сегодня проходят бесплатные камерные концерты...

Весь мир знает ГМИИ им. Пушкина (Волхонка, 12) . Знают и о том, что с инициативой его создания выступил Иван Цветаев, профессор и отец великой поэтессы Марины Цветаевой. Но совсем забыто одно: при входе в здание есть скромная мемориальная доска памяти Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, крупного фабриканта, дворянина, дипломата, владельца стекольных заводов, почётного члена Императорской академии художеств. Уже при жизни его называли «великим меценатом». И это точно: музея без этого человека не было бы. Юрий Степанович — из старинного рода Нечаевых. В 1880 г. он оказался, будучи единственным наследником, владельцем огромного состояния. И благотворительствовать начал у себя во Владимире и в городе Гусе — на его деньги были отстроены Техническое училище, Георгиевский собор... А ведь после революции в сознании народа сложился такой «образ» богача (что дворянина, что купца): кутит напропалую, прожигая и жизнь, и богатство. А Нечаев не кутил, он строил. Марина Цветаева писала, что Нечаев стал безотказным и единственным, по сути, жертвователем на музей изящных искусств. Он дал 3 млн (царь, по словам поэтессы, выделил лишь 300 тыс.), закупал всё самое дорогое, высокого качества и необыкновенной красоты. Для него и для Цветаева в создании музея, открытого в 1912 г., был смысл жизни. В 1913 г. Нечаев умер, не оставив после себя детей, лишь... ГМИИ им. Пушкина.Читайте также: ГМИИ им. Пушкина. История создания одного из лучших музеев мира

Многим знакомы дом купца Н. В. Игумнова на Б. Якиманке, 43 (с 1938 г. - посоль­ство Франции, с 1997-го - резиденция французского посла), ? - дом-терем, дом-ларец, или резиденция посла Великобритании на Софийской наб. (считается самой красивой в мире), д. 14, стр. 1-4 (архитектор сам Шехтель!) ?. Но уверена: мало кто знает, что в доме самого Фёдора Шехтеля, построенного им в 1894-1896 гг. для своей семьи, проживает посол Уругвая (Ермо­лаевский пер., д. 28) ?. Надо заметить, что по каким-то неведомым причинам таким странам, как Марокко, Аргентина, Куба, Сирия, Танзания, Новая Зеландия, Афганистан, с посольскими зданиями повезло уж как-то особенно! Что ни особняк - то уникальной красоты творение. Но вернёмся к дому шехтелевского семейства, который автор и глава семьи называл в письме другу Чехову «избушкой непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу». Построен дом был вынужденно: в прежнем скончались его тёща, а следом - 7-летний сын Борис. Супруга находилась в положении, и смена обстановки была жизненно необходима. Три ириса на мозаике нового дома - бутон, цветущий и увядший - стали словно напоминанием о связи жизни и смерти... Само же здание необычно даже для «разностильной» архитектуры Москвы - оно подобно замку: тёмные стены, узкие окна, восьмигранная башня главного входа и ещё одна с остроконечным шатром... Это романский европейский стиль X-XII вв. Но в то же время дом - предвестник модерна: кованые решётки ограды, мозаика над входом. Счасть­е, что и снаружи и внутри он сохранился в неизменном виде, а его интерьеры и обстановка уникальны. Мастерская архитектора - комната неправильной формы (семь углов) с огромными окнами - отдельное произведение «авторского дизайна»! После 1917 г. в особняке жил приятель Сталина тов. Бубнов, пока его не расстреляли, потом в нём размещались учреждения, а с 1950-х гг. - Посольство Восточной Республики Уругвай. С 2008 г. здесь личная резиденция посла.Вот уж кто постарался для будущих послов, сам того не ведая, так это великий мастер модерна Лев Кекушев! На Поварской два дивных особняка, точнее, мини-дворца, стоящих рядом, - Посольство Афганистана (д. 42) ? и Посоль­ство Новой Зеландии (д. 44/2) ?. Второе - один из лучших в мировой архитектуре образцов модерна. У Кекушева этот стиль индивидуально окрашенный: ажурные балконы, множество арок, обильный декор (лепнина, барельефы, витражи) и непременный фирменный знак-метка Льва. Но именно на этом доме льва вы не найдёте, хоть и есть сведения, что львиными масками были некогда украшены дымовые трубы. Бунин писал в 1918-м: «Великолепные дома на Поварской реквизируются один за одним. Из них вывозят и вывозят куда-то мебель, ковры, картины, цветы, растения...» Потом, когда иные из них отдавали дипмиссиям, мебель и картины ввозили уже из музейных фондов, как в Посольство Афганистана в 1922-м. 

В соседнем Посольстве Новой Зеландии, пожалуй, ещё большую ценность, нежели необычный, изящный и живописный внешний облик «городского замка», являет собой внутреннее убранство. Зимний сад с витражами и растительным орнаментом, мрамор и бронза парадной лестницы, гипсовый плафон в светлой гостиной... Немудрено, что дом обожают его обитатели, - супруга бывшего посла написала историю здания, посол же нынешний отметил 100-летие здания резиденции настоящим праздником, издав книгу «Особняк И. А. Миндовского» и получив премию «За уважение к культуре России» от правительства Москвы. Кто такой Иван Миндовский? Внук бывшего крепостного с Поволжья (который не только смог выкупить себя и свою семью, но и стал преуспевающим фабрикантом) - текстильный магнат. Он имел в Москве ещё два шикарных дома (один из них - ныне Представитель­ство ООН в Леонтьевском пер., д. 9) ?. Да и дочерей расселил красиво - обеих во Вспольном пер., теперь это резиденция посла Индии (д. 9, стр. 2) ? и Посольство Туниса (д. 1) ?. И сына-наследника не обделил: в его доме в Староконюшенном пер., д. 1/6,  сейчас одно из красивейших посольств - А­встрии.

 

Пбарух, ата,                                                                                                     аданай, элохейну, мелех, ха-олам, ашер, кидшану, бмитзвотаб, вицивану, антилат, ядам


Источник: ЛесОнлайн.ру
Просмотры: сегодня:1, всего:173

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки