Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
17.04.2017

Законопроект о "лесной амнистии" - провокация

21 апреля 2017 года Государственная Дума планирует рассмотреть в первом чтении законопроект № 90991-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров", более известный как законопроект о "лесной амнистии". Суть законопроекта состоит в прощении (амнистии) любых случаев захвата лесных земель или пересечений земельных участков нелесных категорий с землями лесного фонда, если эти земельные участки включены не как земли лесного фонда в единый государственный реестр недвижимости, или если на них есть правоустанавливающие документы, относящие их не к землям лесного фонда.

Фактически законопроект смешивает воедино две принципиально разные задачи:

во-первых, устранение в сведениях государственных реестров противоречий некриминального характера, возникших не по вине собственников или пользователей нынешних "нелесных" участков, а в силу прошлого хаоса с учетом земель, изменений в лесном и земельном законодательстве, или просто по причинам, которые однозначно установить уже невозможно в силу давности событий;

во-вторых, устранение в сведениях государственных реестров противоречий криминального характера, возникших в результате реализации мошеннических схем вывода земельных участков из состава земель лесного фонда, из собственности Российской Федерации и общего пользования ее граждан.

Законопроект никак не разделяет эти две ситуации, и фактически приравнивает добросовестных пользователей и собственников участков бывших земель лесного фонда (например, дачников, вполне официально получивших свои участки от государства, иногда десятки лет назад, владельцев старых советских домов отдыха, пионерлагерей и тому подобных объектов) к земельным ворам, вполне сознательно растаскивающим государственную собственность. Законопроект предлагает тех и других одинаково простить (амнистировать) - хотя в первой ситуации вина лежит на государстве, неспособном обеспечить качественный земельный учет, последовательность и непротиворечивость законодательство, а во второй - как раз на тех, кто эти земельные участки у государства украл или кто купил заведомо украденную земельную собственность.

Иными словами, законопроект предлагает простить земельных воров, расхищавших и расхищающих принадлежащие государству земли лесного фонда (а они принадлежат именно Российской Федерации согласно статье 8 Лесного кодекса РФ), под предлогом заботы о добросовестных гражданах и предпринимателях, оказавшихся в тяжелой ситуации из-за хаоса в учете земель.


В нашей стране действительно есть множество случаев, когда земельные участки и объекты недвижимости, используемые добросовестными собственниками, пересекаются с землями лесного фонда. Например, огромное количество земельных участков было выделено в советское время вполне законным образом в лесах (в границах лесного фонда в тогдашнем понимании) под садоводческие товарищества, дома отдыха, санатории, пионерские лагеря и тому подобные объекты - многие из них существуют в течение уже трех-четырех десятилетий, и глупо сейчас считать их незаконными. Многие лесные участки были переданы в пользование в условиях правового хаоса последней четверти века, при отсутствии у органов власти и местного самоуправления точной информации о лесных границах (в России до сих пор на кадастровый учет поставлена лишь четверть земель лесного фонда). Многие пересечения возникли просто в силу технических ошибок и низкой точности учета земель (у нас даже границы соседних субъектов РФ, поставленные на государственный кадастровый учет, могут расходиться на сотни метров). Поскольку количество таких расхождений и пересечений исчисляется сотнями тысяч - какой-то упрощенный способ признания и защиты прав добросовестных пользователей и собственников спорных участков действительно необходим. Правда, опыт показывает, что если наше государство приравнивает законных обладателей спорных участков к жуликам, нуждающимся в прощении (амнистии) - оно вряд ли будет добрым и внимательным к их нуждам. Принятый почти одиннадцать лет назад закон о "дачной амнистии" (фактически также приравнявший добросовестных садоводов и дачников к нуждающимся в прощении земельным жуликам) в полной мере так и не сработал из-за сложности, а часто и непреодолимости, процедур "прощения".

Совсем другая ситуация может сложиться с легализацией земельного воровства. У людей, способных приобрести участок из состава земель лесного фонда, добиться включения сведений о нем (как не о лесном) в единый государственный реестр недвижимости или получить правильно оформленные правоустанавливающие документы, обычно есть для этого необходимые деньги и связи. Для таких людей пройти процедуры "лесной амнистии", какими бы они ни оказались, будет несложно, если закон в принципе будет давать для этого возможность. Нищий дачник, получивший или унаследовавший несколько соток земли на месте когда-то бывшего леса, может годами биться за легализацию своей собственности, и не факт. что в конце концов добьется результата (в том числе с "амнистией", дачной или лесной). А земельные воры, имеющие необходимые деньги и связи, даже сейчас находят способы легализовать выведенную из государственной собственности лесную землю; амнистия же многократно облегчит им это жульнический труд.

Реальные масштабы потерь лесных земель в случае принятия данного законопроекта могут оказаться колоссальными. Вот слайд из презентации заместителя министра экономического развития РФ - руководителя Росреестра В.В.Абрамченко на слушаньях 16 марта 2017 года в Государственной Думе:

Точная площадь этих пересечений неизвестна, по разным оценкам она составляет от 1,7 до 4 миллионов гектаров. В масштабах страны это относительно немного (0,1-0,3% от общей площади земель лесного фонда); но проблема в том, что абсолютное большинство пересечений приходится на окрестности крупнейших мегаполисов и другие районы с наиболее высокой плотностью населения, и на защитные леса, играющие важнейшую роль в обеспечении благоприятной для граждан окружающей среды. Более того - поскольку большинство таких пересечений приходится на окраинные части лесных массивов, граничащие с поселениями, объектами инфраструктуры и нелесными землями, легализация захватов и застройки таких участков часто приведет к перекрытию доступа в лес для большинства граждан.

Вот еще один слайд из той же презентации В.В.Абрамченко:

Фактически такая ситуация с пересечениями земель разных категорий означает, что если законопроект о лесной амнистии будет принят в предлагаемой редакции (в которой он был внесен Правительством РФ в Государственную Думу, или в концептуально близкой) - в Подмосковье "распил" лесных земель затронет окрестности практически каждого поселения и практически каждого дачного поселка. В кратчайшие сроки после принятия этого закона будет утрачена (изъята из государственной собственности с возможностью дальнейшей застройки и огораживания) примерно одна десятая часть лесов Подмосковья; но поскольку предлагаемая редакция закона допускает и дальнейшую легализацию "распила" лесных земель, этим дело, очевидно, не ограничится. Появление же застроенных и огороженных участков по периферии формально пока свободных лесных массивов сделает многие из них недоступными или труднодоступными для большинства жителей столичного региона.

Примерно такая же ситуация ожидается в случае принятия данного закона и в окрестностях других крупнейших городов и городских агломераций страны - Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Ростова, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Казани, Челябинска, Волгограда, Уфы, Краснодара, Омска, Новокузнецка, Воронежа, Владивостока, Красноярска, Перми, Саратова и других, и в целом практически всей малолесной зоны России.

Эти изменения неизбежно самым катастрофическим образом отразятся на качестве окружающей среды для большинства жителей России, причем довольно быстро (в течение нескольких ближайших лет). Выиграть от лесной амнистии в предложенном авторами законопроекта виде могут в лучшем случае тысячи людей - проиграют же как минимум десятки тысяч, чье право на благоприятную окружающую среду будет самым грубым образом попрано и нарушено. Фактически законопроект № 90991-7 о "лесной амнистии" представляет собой одно из самых крупных в истории нашей страны покушений власти на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Если он будет принят, это может привести к самой крупной в истории волне социальных конфликтов, так или иначе связанных с лесом.

Вот некоторые случайно выбранные примеры того, что будет безусловно "амнистировано" (прощено) в случае принятия данного законопроекта - это данные Публичной кадастровой карты, на которой хорошо видны земельные участки, включенные в единый государственный реестр недвижимости, но фактически приходящиеся на лес. Для примера даны сведения о характерных для каждой группы участков разрешенных видах использования:

От подобного "распила" не спасает даже статус особо охраняемой природной территории. Вот пример участка, приходящегося не только на бывшие (при последнем лесоустройстве) земли лесного фонда, но и на территорию регионального заказника "Озера Нерское, Долгое, Круглое и их ближайшее окружение":


Кто же все это придумал, лоббирует и поддерживает?

Главной движущей силой этого законопроекта является губернатор Московской области А.Ю.Воробьев. Вот его слова, сказанные на заседании Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности 17 мая 2016 года - с которого началось победоносное шествие этого законопроекта (ссылка):

"Вторая важная тема, на которой я хотел бы остановиться (мы столкнулись с ней при разработке генеральных планов), – это наложение данных Государственного лесного реестра и Государственного кадастра недвижимости. В Московской области таких наложений порядка 200 тысяч. Ситуация такова, что у людей есть свидетельства о собственности с записью в Государственном кадастре недвижимости, но по документам Гослесфонда это лесные территории, то есть де-юре федеральная собственность. Таким образом, люди рискуют потерять своё имущество, и уже стали возникать случаи судебных разбирательств, в которых добросовестные собственники вынуждены отстаивать своё право в судах. Необходимо принять закон о так называемой лесной амнистии в целях защиты интересов граждан. Он должен признать приоритет сведений Государственного кадастра недвижимости. Мы знаем, что такой законопроект разработан Министерством экономического развития, и считаем крайне важным его принять. Здесь хотелось бы просить, уважаемый Владимир Владимирович, Вашего политического решения для прохождения этого закона".

Разработчиком законопроекта является Минэкономразвития (то самое, которое разработало и нынешний Лесной кодекс, и которое, согласно постановлению Правительства РФ от 5 июня 2008 года № 437, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, ведения единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Фактически именно Минэкономразвития является одним из главных творцов нынешнего беспорядка в учете земель и лесов - и вот теперь оно же призвано творить "лесную амнистию".

В Государственной Думе за этот законопроект отвечает Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (председатель - Н.П.Николаев). Партия "Единая Россия", которую представляет Николаев, уже сообщила, что "члены комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендовали нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект о так называемой лесной амнистии" (ссылка).

Комитет-соисполнитель - по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (А.Н.Диденко) - также рекомендует принять этот законопроект в первом чтении. При этом другие комитеты-соисполнители рекомендовали законопроект в таком виде не принимать. В заключении Комитета по аграрным вопросам (В.И.Кашин) говорится, что законопроект "нуждается в существенной переработке и может быть поддержан только при условии устранения высказанных в настоящем заключении концептуальных замечаний". В заключении Комитета по экологии и охране окружающей среды (О.В.Тимофеева) говорится, что законопроект "требует концептуальной доработки до его рассмотрения в первом чтении", и что комитет рекомендует направить законопроект автору для изменения текста с учетом поступивших замечаний и предложений.

За последние полтора года государство сделало очень многое, чтобы этот законопроект обрел сторонников не только среди вовлеченных в земельные вопросы чиновников и лиц, занимающихся "распилом" лесных земель, но и среди простых граждан Российской Федерации. На протяжении последней четверти века государственные органы обращали очень мало внимания на массовую застройку лесных земель; но как только в правительстве пошла работа над идеей "лесной амнистии", и стало ясно, что просто и гладко эта идея не пройдет - во многих регионах начались репрессии против пользователей спорных участков. В первую очередь эти репрессии коснулись не знатных жуликов и крупных холдингов, а обычных людей, не обладающих никакими административными ресурсами, чтобы противостоять произволу. Вот, для примера, цитаты из сообщений, недавно размещенных на Лесном форуме в ходе обсуждения проекта "лесной амнистии":


"Нам перед новым годом пришла повестка, в которой говорилось, что актом натурального осмотра выявлено , что наш участок полностью налагается на земли лесного фонда. И просят признать отсутствующими право на данный земельный участок и исключить запись из ЕГРП и ГКР. Вот такой подарок...К Новому году. ... Наш дом был построен в 1992 году, на землях поселения, ген. план утвержден в 1991 году (но вроде как оказалось не согласован с лесхозом,-никто не знает ничего ... согласован-не согласован). В нашем селе люди уже проиграли суд, писали президенту... ждут ответа.

Мы многодетная семья, четверо детей, дом купили - часть денег из материнского капитала вложили, можем лишиться всего...если суд проиграем (а в нашем районе именно такая практика, ни одного выигранного людьми дела, и как у нас случаи были), то запись из ЕГРП и ГКР исключат, и что? все? Останемся без единственного жилья? Как вообще такое может быть? Я не представляю. И таких как мы миллионы!!! Только в нашем маленьком селе пол села в их границы как то попали. Этот закон нужен, для простых людей, которых лишают земли, на которой они живут, и не в лесу, а в границах поселения";

"История такова: в 1982 году решением администрации города мои родители получили земельный участок с правом использования "под сад", в 1992 году администрация города выдала свидетельство о праве собственности на этот участок, 6 соток, в 2005 году было проведено межевание и уточнение границ участка, в 2010 получено "розовое" свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок, а в конце 2016 года, спустя 35 лет, пришел иск о признании права собственности на участок отсутствующим... Родители, давно уже пенсионеры, просто в шоке, это еще без подробностей. Тер. управление Росимущества считает, что участок родителей находится на землях ГЛФ, их позиция - собирайте вещи и сваливайте, физ. лицо владеть лесом не может. А то, что там леса отродясь не было их не волнует - лесхоз точно помнит что был!!! Как население чьи участки прилегают к лесным массивам должно относиться к лесникам после таких заявлений?";

"За лесную амнистию обоими руками!! Не так давно купил очень не дешёвый участок. Перед сделкой все документы проверили юристы, все ок, землю человеку у которого я купил ПРОДАЛ муниципалитет, тоесть государство! Я купил, все оформлено свидетельство выдано, опять же государством в лице ФРС, которое при регистрации проверяет законность. Кадастровой палатой опять же государственным органом участок поставлен на учёт как ЗЕМЕЛЬНЫЙ. А теперь выясняется что лесники считают эту землю своей и могут просто отобрать! Тоесть государство теперь уже в лице лесников, хочет отобрать купленную за деньги землю! Поэтому кто тут что ворует, большой вопрос! Моё право частной собственности гарантирует мне конституция нашей страны и оно должно быть НЕЗЫБЛЕМО вне зависимости от того кто там что считает. Поэтому закон необходим!!"


Людей, которые в таких ситуациях говорят и пишут, что закон необходим, понять можно. По всей видимости, государственные органы именно для того и активизировали в последние полтора года свою деятельность по изъятию у граждан спорных участков, и именно для того сосредоточило свои усилия на физических лицах, чтобы создать невыносимую для многих граждан ситуацию и обеспечить законопроекту активную поддержку с их стороны. Однако, массовые попытки государственных органов изъять спорные участки именно у самых незащищенных граждан, причем часто в тех ситуациях, когда никакой вины за ними нет, говорят о том, что государство в целом считает этих людей виновными, и особого желания их простить у него нет. Вполне вероятно, что когда нужда в поддержке этих незащищенных граждан, собственников спорных участков, пройдет - выяснится, что по какой-то причине их амнистировать нельзя, или, как минимум, нельзя амнистировать бесплатно и без запредельно сложных процедур.

Чтобы такого не произошло, законопроект необходимо концептуально переработать, предусмотрев простые и ясные процедуры устранения противоречий в сведениях государственных реестров только для типовых некриминальных случаев, или для правоотношений, возникших в прошлом до определенной "даты отсечения" (например, даты вступления в силу нынешнего Лесного кодекса РФ). Возможности автоматической внесудебной легализации захватов земель лесного фонда, имеющих криминальный характер, а также возможности для массового вывода земельных участков из состава земель лесного фонда в будущем, должны быть из законопроекта исключены. Принятие закона должно быть увязано с необходимость постановки оставшихся трех четвертей земель лесного фонда России на государственный кадастровый учет - в противном случае спорные лесные участки будут возникать вновь и вновь на протяжении еще многих десятилетий. Сама концепция смешения (путем введения общих правовых норм) добросовестных владельцев земельных участков и земельных воров - должна быть признана неприемлемой.

Представляется маловероятным, что этот законопроект будет отклонен Государственной Думой при рассмотрении в первом чтении - слишком сильные стоят за ним лоббисты. Но руководители государства должны понимать, что столь открытая легализация земельного воровства, которая незамедлительно приведет к ускорению "распила" лесных земель в самых густонаселенных районах страны, чревата очень мощными социальными протестами и дальнейшем ростом нестабильности. Даже если руководителям страны наплевать на леса и на экологические права граждан - им не может быть наплевать на хотя бы видимость общественного согласия, исчезновению которой этот законопроект, если станет законом, будет в огромной степени способствовать.

http://www.lesonline.ru/n/55B8F
Источник: Лес Он-Лайн
Просмотры: сегодня: 1, всего: 217

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки