Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Интернет не валит лес

Рынок полиграфической продукции начинает восстанавливаться после кризиса. Но некоторые сегменты, например газетная бумага, до сих пор демонстрируют отрицательные показатели.

В 2010 году за семь месяцев выросло производство почти всех видов издательско-полиграфической продукции. Например, переплетенные книги прибавили в объемах около 22%, журналы – около 10%. Только производство газет снизилось (даже по сравнению с пиком кризиса) на 0,4% (таблица 1). Но делать из этого вывод, что производство газетной бумаги бесперспективно, рано. По мнению аналитиков, у российских производителей сегодня, наоборот, появляется шанс укрепить свои позиции на мировом рынке.

Работа на экспорт. На протяжении последних лет производство газетной бумаги в России почти не менялось (таблица 2). Несмотря на снижение спроса, даже в 2009 году российские целлюлозно-бумажные предприятия выпустили 2,01 млн тонн газетной бумаги с небольшим увеличением производства по сравнению с 2008-м. Дело в том, что значительную часть своей продукции российские производители поставляют за рубеж (некоторые – более половины своих объемов), а вот в прошлом году отечественная газетная бумага стала более востребована на мировом рынке – в целом объемы экспорта выросли на 12%.


Во-первых, в Европе многие целлюлозно-бумажные предприятия прекратили работу, освободив тем самым место. На днях финский концерн Stora Enso заявил, что остановит производство газетной бумаги на фабрике Maxau (Германия) к концу ноября 2010 года, в результате чего европейский рынок сократится на 195 тыс. тонн бумаги в год (около 1,5% всего производства «газетки» в Европе). По словам представителей Stora Enso, решение вызвано отсутствием перспектив на рынке газетной бумаги в Европе, а также чрезмерными производственными издержками: стоимость готовой продукции значительно уменьшилась, в то время как сырье подорожало. Закрытие заводов и сокращение производства даже привели в некоторых странах к дефициту и росту цен – например, на Украине, где один из двух производителей газетной бумаги сократил производство почти на 80%.

Во-вторых, российская бумага в 2009 году стала выигрышнее смотреться благодаря низкой себестоимости производства и росту курса валют. В России по-прежнему есть дешевое сырье, электричество и персонал, что позволяет российским производителям оставаться конкурентоспособными на европейском рынке, несмотря на подчас неэффективную организацию производства и нехватку инвестиций.

Путь в никуда. Но, как показывает практика, вынужденный демпинг (цены на российскую бумагу упали в 2009 году примерно на 13%) в итоге отрицательно сказывается на производителе и экспорт спасает ненадолго. Если падение спроса продолжится, то российские производители могут повторить судьбу европейских коллег, так как места может начать не хватать уже им.

Всего в России работают 7 производителей газетной бумаги с суммарной мощностью около 2 млн тонн. Ведущими являются три предприятия: «Кондопога» (Республика Карелия), «Волга» (Нижегородская область) и «Соликамскбумпром» (Пермская область), на которые приходится более 85% общего объема производства газетной бумаги в России (таблица 3). В последнее время они демонстрируют отрицательную рентабельность и приостановили свои инвестиционные программы. Так, за первое полугодие суммарный чистый убыток всех трех заводов превысил 420 млн рублей. Из них убыток «Кондопоги» составил 270,5 млн рублей, «Волги» – 134,8 млн, а «Соликамскбумпрома» – около 120 млн. При этом если «Кондопога» демонстрировала отрицательную рентабельность и годом ранее, то два остальных производителя за первую половину 2009 года заработали более 400 млн рублей чистой прибыли.

Среди основных причин такой ситуации производители называют, помимо проблем с переизбытком товара и ухудшения финансового положения потребителей, растущую конкуренцию со стороны интернета. Многие газеты стали расширять сетевую часть своих публикаций, а некоторые были вынуждены полностью отказаться от печатных версий. Кроме того, в целях экономии многие газеты и журналы уменьшили количество страниц, сократили разделы и уволили большое количество персонала, в том числе и высокооплачиваемых журналистов, что вызвало понижение качества подаваемого материала и соответственно дополнительный импульс к оттоку читателей.

В то же время, по данным аналитиков, влиянию интернета пока еще можно противостоять. «Постепенно бумажные носители будут вытесняться электронными, – говорит аналитик по лесопромышленному комплексу Ольга Деулина. – Но пока существенного влияния на отрасль они не оказывают».

Вера в будущее. По данным «Соликамскбумпрома», в 2009 году спрос на газетную бумагу по сравнению с 2008-м упал в Европе на 14%, в Северной Америке – на 25%, а на остальных рынках – в среднем на 10%. Предполагается, что в будущем локомотивом роста спроса будут выступать Индия и Китай и, по прогнозам того же «Соликамскбумпрома», спрос на газетную бумагу в Азии в 2010 году вырастет примерно на 5%. Соответственно будущее российских производителей будет во многом зависеть от их позиций на этом рынке, борьба за который существенно обострится. Возможно, кому-то придется частично переквалифицироваться, но это будет непросто, так как отрасль является весьма капиталоемкой.

Кроме того, участники рынка говорят, что на деле спрос на газеты уже начал восстанавливаться и на внутреннем рынке. «По нашим данным, продажи газетной бумаги растут, – говорит Рауно Ниемела, вице-президент UPM по продажам бумаги в России. – Это связано с тем, что рекламодатели дают больше рекламы именно в газеты, так как тиражи журналов резко упали. Раньше трудно было найти рекламное место в журналах, теперь – в газетах».

Рост производства журналов при этом Рауно Ниемела объясняет не тем, что они оказались более устойчивыми, а вытеснением импорта. «Импорт журналов в Россию сократился, больше стали печатать внутри России, – продолжает он. – Мы считаем, что по спросу на бумагу российский рынок вернется к уровню-2008 в 2012 году».

Позитивная нотка. Конечно, если производители будут и дальше демонстрировать убытки, то смысл производства газетной бумаги потеряется, вообще и до банкротства будет недалеко. Однако пока большинство экспертов все-таки верят в этот сегмент и переквалифицироваться производителям не советуют. «Раз производители увеличивают экспорт, а внутреннее потребление бумаги подпитывает их, значит, заниматься производством газетной бумаги выгодно, – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». – К тому же спрос на нее есть, ведь у нас не так развит интернет, как на Западе, поэтому спрос на бумажные версии газет хоть и снизился по сравнению с прежними годами, но все равно большинство населения получают информацию именно из бумажных СМИ. Так что пока рано нашим заводам закрывать свои БДМ, лучше уж изыскать резервы и сделать производство более эффективным, сократить издержки, повысить энергоэффективность и производительность труда».


Просмотры: сегодня:0, всего:0

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки