Разделы
Запрет на вывоз круглого леса

Начиная с 2020 года в течение десяти лет вывоз делового круглого леса за пределы России запрещен в законодательном порядке.

Правительство страны вот уже более десяти лет предпринимает меры для сокращения экспортных поставок круглого леса. В настоящее время круглый лес выступает единственным экспортным сырьевым товаром, не подвергнутом обработке. Стремясь сократить экспорт необработанных лесоматериалов  из России, Правительство РФ неоднократно выносил решения по увеличению таможенных пошлин на вывоз кругляка. Пожалуй, ключевым в этом вопросе стало решение Правительства России, начиная с 2020 года в течении десяти лет ввести запрет на вывоз делового круглого леса. Данное решение было зафиксировано в в виде изменений, которые 21 мая 2018 года были внесены в Лесной кодекс России.

Напомним, что Пик экспортных отгрузок круглого леса из России приходится на 2006 год. По состоянию на 2018 год объемы экспорта круглого леса снижены более чем в 2,7 раза.

За два года (2007г.–2008 г.), когда мировая экономика была охвачена экономическим кризисом, экспорт отечественного круглого леса просел почти на 30% по причине снижения спроса на лес. Некогда высокие объемы экспорта круглого леса из России начали поэтапно снижаться. За 2009 год экспортные поставки круглого леса сократились почти на 40%. Столь внушительному снижению экспорта леса способствовала тарифная таможенная политика страны, которая была направлена на увеличение пошлин на вывоз круглого леса при стимулировании экспорта обработанной древесины. Правительство РФ увеличивает вывозные таможенные пошлины для экспортных поставок круглого леса до 25% (Постановление от 24.12.2008 г.), создавая тем самым предпосылки для сокращения экспорта сырьевых ресурсов и стимулируя производство продукции глубокой обработки. Отечественные лесоэкспортеры переориентировались на поставки распиленной древесины, таможенные пошлины на которые были значительно ниже, составив 7%. Последующие два года отгрузки круглого леса падают не столь стремительно – за два года спад составил 3%.

Летом 2012 года Россия вступает в ВТО - пошлины на экспорт круглого леса в рамках квот Правительство страны было вынуждено снизить до 13-15%. В 2015 году экспорт круглого леса упал на 7%, что было обусловлено, в первую очередь, увеличением поставок круглого леса новозеландскими, американскими и канадскими лесоэкспортерами на китайский рынок.

В 2016 году российский экспорт необработанной древесины в совокупности увеличился более чем на 3%, основной причиной стал запрет китайских властей на заготовку древесины в природных лесах китайскими властями, что резко увеличило спрос на нее. Следует также учитывать и то обстоятельство, что ценовая конкурентноспособность российского круглого леса на рынках стран АТР за последние два года, обусловленная в основном ослаблением рубля, позволила России оттеснить таких весьма крупных конкурентов, как Новая Зеландия, Канада и США. Предлагая более дешевый лес, отечественные лесопромышленники смогли увеличить объемы поставок за счет явных конкурентных преимуществ. Однако, по итогам 2017 года поставки круглого леса вновь упали на 3%, что было вызвано в основном сокращением поставок в Финляндию. В 2018 году поставки круглого леса продолжают падать – спад прогнозируется на уровне 6-ти процентов.

Подробнее см. https://www.lesonline.ru/news/?cat_id=25&id=379372

Теневая экономика на экспортном рынке кругляка, незаконные рубки, отсутствие качественного лесовосстановления, а также стремление развернуть российский экспорт в направлении товаров более глубокой переработки, всё это стало предметом обсуждения, как на уровне местных органов власти, так и в Правительстве страны. Так в 2018 году на уровне Правительства выходят сразу несколько важных документов, регламентирующих оборот экспортных необработанных лесоматериалов хвойных пород древесины и березового фанкряжа.

Пожалуй, одним из важнейших событий на экспортном рынке круглого леса стал федеральный закон, принятый в мае 2018 года, согласно которому, начиная с 2020 года на десять запрещен на вывоз необработанных лесоматериалов хвойных лесоматериалов, а заготовка хвойной деловой древесины допускается только в целях переработки на территории РФ что «позволит разрешить проблему лесовосстановления», отмечено в документе. См. https://www.lesonline.ru/law/?id=26.

Законопроект направлен на введение временного косвенного запрета на экспорт деловой древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, кедра и лиственницы). Отметим, что деловая древесина включает в себя круглые и колотые лесоматериалы, которые пригодны к промышленной переработке, а также для использования в круглом виде. Основным отличием данного законопроекта от аналогичных инициатив является запрет на вывоз не только круглого леса, но и всей деловой древесины. Это сделано во избежание создания схем вывоза минимально обработанного круглого леса (например, расколотого вдоль на 2 половины).

В стоимостной структуре экспорта лесной промышленности по итогам 2018 года экспортные поставки круглого леса составляют 11%. «Получается, что мы уничтожаем российские хвойные леса ради сомнительной выгоды, что является экономически необоснованным» - отмечено в законе.

Основным импортером российского леса традиционно выступает Китай, не заинтересованный в приобретении обработанных продуктов лесопиления

На рынки Поднебесной по итогам 2017 года было отправлено почти 53% всех экспортных поставок необработанных лесоматериалов России. В 2017 году согласно информации ФТС в КНР из России было отгружено более 10 млн м3 круглого леса. Лидером по объемам поставок необработанной древесины в КНР в настоящее время выступает Хабаровский край. 

В настоящее время лесоэкспортеры круглого леса из Новой Зеландии и Канады выступают главными конкурентами в борьбе за рынки сбыта и, прежде всего, на рынках Китая. Важно отметить, что, экспорт круглого леса из Новой Зеландии заметно вырос начиная с 2008 года. Сегодня на рынки Поднебесной уходит почти 70% новозелендского леса и в ближайшей перспективе доля Новой Зеландии в китайском импорте леса будет расти.

«Проблему усугубляет то, что осуществляется вывоз деревьев ценных пород (ангарская сосна, монгольский дуб, корейская сосна, маньчжурский ясень). При этом восстановление леса производится намного более медленными темпами, чем его истребление. Временный запрет на вывоз деловой древесины хвойных пород позволит разрешить проблему лесовосстановления, поскольку в течение 10 лет будет осуществляться заготовка хвойной древесины в объемах, необходимых для обеспечения деревообрабатывающей отрасли РФ, а также для использования без переработки на территории РФ.

Законопроект призван решить три основных вопроса:

Во-первых, в настоящее время в России особенно остро стоит вопрос воспроизводства лесов. Ежегодно в России исчезает лесов в полтора раза больше, чем восстанавливается.

Во-вторых, кардинального решения требует проблема незаконных рубок. За последние пять лет объемы незаконных вырубок леса увеличились на 70%. «Внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней позволило в последнее время вывести из теневого оборота от 5 до 10% заготавливаемой древесины. Однако 90 % незаконных рубок так и остались «в тени». Одной из основных причин незаконных рубок является возможность быстрой продажи леса без обработки, в том числе на экспорт. Снижение спроса на необработанные лесоматериалы логично приведет к снижению незаконных рубок. А полный запрет на экспорт хвойной деловой древесины существенно снизит возможность преступного сбыта незаконно срубленной древесины», - сказано в законодательном документе.

В-третьих, погоня за экспортными, то есть «быстрыми лесными деньгами» делает невыгодными глубокую переработку леса и экспорт пиломатериалов. В то же время следует отметить, что экспорт именно пиломатериалов является на сегодняшний день приоритетным направлением в структуре российского экспорта продукции ЛПК. Мировые цены на круглый лес снижаются с 2013 года, в то время как с этого же периода зафиксирован рост цен на российские пиломатериалы, - отмечено в законодательном документе.

Запрет на вывоз круглого леса хвойных пород, как сказано в документе, - необходим для «закрепления достигнутых результатов, способствующих развитию деревообработки на территории РФ, а также наращиванию экспорта пиломатериалов и другой продукции ЛПК».

«Таким образом, на фоне вызовов, связанных с охраной окружающей среды и защитой лесного фонда, развитием деревообрабатывающей отрасли, политика, направленная на запрет вывоза деловой древесины хвойных пород является своевременной», - сказано в законодательном документе.

Важно отметить, что законопроектом не устанавливается прямой запрет на вывоз деловой древесины хвойных пород, поскольку с момента создания ЕвразЭС, а затем Таможенного союза, в РФ применяется международное таможенное законодательство напрямую.

Отмечая важность регулирования экспорта ценных пород древесины, в документе сказано, что Правительство за последние два года выпустило важные документы: Так, в декабре 2017 унифицированы правила экспорта необработанной древесины - введены квоты на вывоз круглого леса с Дальнего Востока, а также запретительные пошлины на экспорт вне квот. «Однако указанные таможенные меры создают дополнительную лазейку для экспорта необработанной хвойной древесины (ели аянской, пихты белокорой и лиственницы даурской) в Китай и другие страны азиатско-тихоокеанского региона», - сказано в законодательном документе.

В связи с этим постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2017 г. № 1520 введены тарифные квоты для экспорта древесины этих пород, начиная с января 2018 г. «Однако реальным результатом введения новых квот станет, скорее всего, простое увеличение экспорта необработанной хвойной древесины из восточных регионов России примерно на четыре миллиона кубометров в год, преимущественно в Китай», - сказано в законодательном документе.

Поводя итоги, в законодательном документе обращено внимание на то, что «законопроектом предлагается установить в лесном кодексе возможность заготовки деловой древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, кедра и лиственницы) только в целях переработки на территории РФ, либо использования без переработки на территории РФ. Данное законодательное ограничение по деловой древесине обеспечит охрану лесного фонда страны от незаконных рубок и станет стимулом лесовосстановления».

Изменения, внесенные в Лесной кодекс, в части запрета на вывоз делового леса, «необходимы для развития деревообрабатывающей промышленности и стимулирования предпринимателей к переориентированию бизнеса на реализацию более дорогостоящей, «обработанной» древесины. Такие меры, в свою очередь, создадут новые рабочие места там, где осуществляется лесозаготовка и лесообработка, повысит заработные платы работников лесной промышленности, расширит налогооблагаемую базу. Кроме того, полный запрет на экспорт деловой древесины хвойных пород приведет к значительному развитию инфраструктуры на территориях, где осуществляется заготовка и обработка лесоматериалов», отмечено в законодательном документе.

См. «О внесении изменений в ст. 29 Лесного кодекса РФ»https://www.lesonline.ru/law/?id=26,

См. Минпромторгhttps://www.lesonline.ru/law/?id=29

Источник: Минпромторг, Лесной кодекс России, отраслевые новости

Е. Дмитриева

© http://www.lesonline.ru/analitic/


Источник: ЛесОнлайн.ру
Просмотры: сегодня:2, всего:395

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки