Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Сдерживающие факторы растущего тренда выпуска фанеры

Рынок лесопродукции последние два года сместился в сторону увеличения выпуска фанеры клееной. Однако в среднесрочной перспективе темпы роста внутреннего спроса на фанеру снизятся вслед за замедлением развития российской экономики и сокращением спроса со стороны ключевых отраслей – строительства, производства мебели и машиностроения.

Тем не менее, производство фанеры по-прежнему остается перспективным направлением деревообработки. Производство отечественной фанеры растет пятый год подряд. Растущий тренд выпуска обусловлен как увеличением спроса со стороны российских потребителей, так и по причине роста поставок фанеры на внешние рынки. см. http://www.lesonline.ru/analitic/?cat_id=12&id=248235

Однако помимо спроса, как на внутреннем, так и на внешнем рынке фанерное производство зависит от целого ряда сдерживающих факторов и рисков.

Основной сдерживающий фактор – Дефицит и стоимость сырья. Основным сдерживающим фактором роста выпуска фанерной продукции по мнению производителей фанеры является возможный дефицит сырья и рост стоимости древесины.

Причем, вступление России в ВТО, по мнению аналитиков, приведет к дефициту фанерного кряжа и значительному росту цен на него. Главной причиной является снижение таможенных пошлин на вывоз круглого леса. Анализируя динамику экспорта необработанных лесоматериалов, отметим, что снижение пошлин почти вдвое в 2012 году на вывоз круглого леса не повлияло на экспортные отгрузки по ряду причин, а вот уже по итогам 2013 года был отмечен рост экспорта круглого леса на уровне 7-ми процентов.

Несмотря на растущий тренд выпуска фанеры в целом по России, некоторые предприятия последние годы были вынуждены сократить выпуск фанерной продукции в связи с падением объемов лесозаготовительных работ.

По уровню лесозаготовок Росстат третий год подряд показывает отрицательную динамику. Так в 2012 году заготовка бревен хвойных пород древесины упала на 4,4%. В 2013 году спад продолжился, составив 3,3%. По итогам I квартала 2014 года бревен из сосны и ели было вывезено на полтора процента меньше, чем год назад за такой же период.

Для изготовления фанеры российскими производителями в большей степени используется фанерный кряж из березы. Начиная с 2011 года, российские лесозаготовители были в большей степени, чем ранее, сконцентрированы на вывозке необработанных лесоматериалов из березы и осины. Так заготовка круглого леса лиственных пород за 2011 год выросла на 20%. Годом позже рост продолжился, составив 5,3%. И только в 2013 году наметилось замедление темпов роста вывозки кругляка лиственных пород – объемы за год выросли лишь на 0,7%. За I квартал 2014 года объемы лесозаготовки бревен из березы и осины относительно аналогичного периода предыдущего года упали на 2,7%. Доля заготовки бревен лиственных пород древесины в отчетном квартале составила 24%. Для сравнения, в 2010 году бревен из осины и березы в суммарной вывозке круглого леса было заготовлено около 19% от всего выпуска. Подробнее см.  http://www.lesonline.ru/analitic/?cat_id=12&id=247918.

По мнению аналитиков к 2015 году дефицит по круглому лесу оценивается в 162 млн. м3. А перспективы фанерной индустрии во многом зависят от доступности лесосырьевых ресурсов. Так, например, руководство «Зеленодольского фанерного комбината», отмечает, что запасы березы, основного сырья для производства фанеры, в республике Татарстан ограничены, и развитие производств, применяющих деловую березовую древесину, негативно скажется на работающих фанерных предприятиях. Решение данной проблемы руководство предприятия видит в кооперации внутри республики между предприятиями заготовки и переработки древесины, цель которой – повысить эффективность использования лесных массивов и повысить конкурентоспособность предприятия.

Сегодня производство фанеры стабильно растет. Однако, прогнозируя развитие рынка фанеры, предприятиям приходится учитывать также вероятные риски, связанные не только с наличием достаточной сырьевой базы и уровнем спроса, но и с производством и сбытом продукции.

Плиты OSB вытеснят фанеру?

Сбыту фанерной продукции, по мнению представителей фанерной индустрии, может препятствовать целый ряд негативных факторов.

К основным факторам такого рода относится присутствие на строительном рынке, где наиболее востребована фанера, заменителей этого материала. Так к числу материалов, способных заменить фанеру в строительстве, можно отнести различные металлы и пластики, а также другие типы древесных плит. Например, фанера может быть заменена алюминием, плитами OSB, полимерными материалами и т.д.

Появление на рынке OSB – плит - именно этот фактор подпортит жизнь фанерщикам и даст волю продавцам. Причем конкуренция со стороны OSB – плит в перспективе будет расти.

Дело в том, что в производстве древесных плит, в том числе и OSB, используются опилки и щепки, в то время как для производства фанеры необходимо древесное сырье, затраты на которое достигают 40-50% в себестоимости. Вполне очевидно, что при ценовых трудностях и росте цен на древесину, производители фанеры будут проигрывать производителям плит по уровню издержек.

Полномасштабное производство плит OSB в России пока не началось. Первый крупный проект – ДОК «Калевала», запущенный в июне 2013 г., только начинает набирать обороты. Хиллман OSB (Владимирская обл.) запустив производство OSB в ноябре 2012 года, имеет мощность всего 30 тыс. м3. В  июле 2012 г. о запуске линии объявил «Нововятский лыжный комбинат» (г. Киров). Плановая мощность завода составляет 100 тыс. м3 OSB в год. Суммарный объем мощностей перечисленных заводов по производству OSB достигает не более полутора млн. м3 в год.

Несмотря на открытие отечественных производств по выпуску OSB, импорт OSB за предыдущий год вырос на треть. А с 2006 года рост импорта OSBв Россию вырос в 5 раз. Интересно отметить, что в 2013 году произошла смена лидера импортных поставок: Румыния заняла первое место по объему экспорта OSB в Россию  (Kronospan и Egger почти в равных долях обеспечили весь объем отгрузок). Латвийская Bolderaja, вторая страна в ранжированном списке по объемам поставок,  впервые с 2009 г. потеряла лидерство по отгрузкам OSB в Россию, снизив объем на 17%

Низкая эластичность спроса на фанеру. Вторым фактором, сдерживающим высокий рост выпуска фанеры, является  высокая инертность спроса. Фанера, как правило, занимает небольшую долю в расходах большинства ее потребителей (за исключением части предприятий мебельной промышленности и производства тары). В результате потребители мало вовлечены в процесс выбора материалов и плохо информированы о качествах новых материалов.

Поскольку расходы на фанеру занимают небольшую долю в бюджете предприятия, в первую очередь речь идет о строительной и мебельной индустрии, то это обстоятельство сказывается на низкой эластичности спроса на фанеру, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Низкая эластичность спроса ведет к большим колебаниям цен на фанеру в результате изменений со стороны предложения или спроса.

Качество фанерной продукции сложно оценить. Последним фактором, который оказывает влияние на сбыт фанеры, является различие реализуемой фанеры по качественному принципу. При соответствии одним общим стандартам, фанера различных производителей может иметь разное качество. По причине того, что качество фанерной продукции сложно оценить до ее применения, возникает асимметрия информации, являющаяся основанием для создания бренда продукции. Крупные производители качественной фанеры могут продавать свою продукцию по более высоким ценам и получают различные преференции в условиях сделок с покупателями (обычно оптовыми компаниями).

Износ оборудования снижает конкуренцию. Следуерт отметить высокий износ основных промышленно-производственных фондов, а также низкий технический уровень современного фанерного производства. Недостаток нового современного оборудования негативно отражается на конкурентоспособности продукции. В целях снижения риска многие фанерные предприятия уделяют большое внимание обновлению производственных фондов. В последние годы осуществляется серьезная инвестиционная программа технического перевооружения многих комбинатов, вкладываются значительные средства в модернизацию оборудования.

Факторы роста. К основным факторам роста выпуска фанеры, исключая финансовые рычаги, можно отнести следующие мероприятия по менеджменту производства:

Основной тенденцией деревообработки сегодня в России является переориентация предприятий на производство более качественной продукции. Колебания в сезонном спросе на сырье влечет за собой снижение качества выпускаемой продукции. Летом сырье, как правило, низкого сорта, т.к. оно лежит на бирже и гниет, поэтому к осени сортовой выход падает - много фанеры сорта 4/4 или 3/4. Сортовую фанеру типа 1/2 или 2/2 в этот период производить обычно не из чего.

Для уменьшения негативных факторов и предвидение развития рынка руководство фанерных предприятий прибегает к анализу стратегии и политики конкурентов на рынке фанеры, а также к стратегическим возможностям партнерства.

Еще одним из направлений современного фанерного производства является переработка древесных отходов непосредственно на предприятии.

К конкурентным показателям по фанерным предприятиям также относится расширение линейки выпускаемой продукции, а также ввод в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования.

Опасения у производителей фанеры вызывает износ оборудования, однако этот фактор производители пока оценивают, как незначительный. 

Использован материал из официальных источников российских фанерных предприятий, а также статданные ФСГС и ФТС.

© www.LesOnline.ru


Источник: ЛесОнлайн.ру
Просмотры: сегодня:1, всего:3085

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки