|
01.09.2020
15:30
Спрос на газетную бумагу продолжает падать
Диаграмма. Динамика глобального выпуска и экспорта газетной бумаги за последние пять лет
Ведущие позиции по объемам выпуска газетной бумаги сегодня занимают две страны – Канада и Япония. Отметим, что три четверти глобального производства газетной бумаги в настоящее время приходится на десять стран - ведущих производителей данной товарной группы. Кроме стран-лидеров по выпуску газетной бумаги назовем такие, как Китай, Россия, Индия, Германия, Швеция, США, Республика Корея и Великобритания. Таблица. Глобальное производство газетной бумаги, итоги 2019 г.
Безусловным мировым лидером по уровню выпуска газетной бумаги выступает Канада, занимая долю рынка в размере 14-ти процентов. По итогам 2019 г. в Канаде было выпущено до 2,6 млн. тонн газетной бумаги, что на 14% меньше, чем год назад. Отметим, что объемы выпуска газетной бумаги в Канаде падают на протяжении последних пяти лет, в предыдущем году выпуск упал на 2%. Канада практически всю выпущенную продукцию отправляет на экспорт, по последним данным доля экспортных поставок газетной бумаги в совокупном объеме выпуска составила 94%. Канада выступает лидером по уровню экспорта среди стран-мировых лидеров, торгующих газетной бумагой. С небольшим отрывом от Канады по объемам выпуска газетной бумаги, второе место в мировом рейтинге стран, выступает Япония, процентная доля рынка по итогам 2019 г. свыше 13-ти процентов. Объемы производства газетной бумаги в Японии за 2019 г. упали почти на 7%, составив 2,4 млн. тонн. Вся произведенная продукция в стране идет на внутренний полиграфический рынок. Китай ежегодно сокращает производство газетной бумаги. Только за последние пять лет Поднебесная ежегодно теряет 10% - 20% объемов выпуска данной продукции. В 2019 г. производство газетной бумаги в стране упало на 21%, составив более полутора млн. тонн. Несмотря на отрицательную динамику, Китай продолжает выступать мировым лидером по выпуску газетной бумаги, занимая третье место в мире, доля рынка свыше 8%. Вся выпущенная газетная бумага поступает на внутренний рынок, экспорт – невелик. Россия занимает четвертую строчку среди стран-лидеров по выпуску газетной бумаги, доля рынка 8,4%. За последние пять лет отечественное производство газетной бумаги вступило в фазу стабильного спроса, что обусловлено регелярными поставками на внешний рынок. В 2019 г. объем выпуска газетной бумаги в России упал на 1%, составив 1,52 млн. тонн. Годом ранее был зафиксирован рост выпуска, 6%. Двумя годами ранее объемы выпуска газетной бумаги упали на 1% и 2%. После обвала мирового спроса российские ЦБК, традиционно экспортирующие газетную бумагу, переориентировались на новые рынки сбыта. Если 15 лет назад основные поставки газетной бумаги из России шли в страны Европы и Великобританию, то последние пять-шесть лет ведущими импортерами стали Индия и Турция. Россия занимает второе место в мире по объемам экспорта газетной бумаги, доля экспорта от объемов производства – около 80%. Можно утверждать, что Россия является чистым экспортером газетной бумаги, объем производства газетной бумаги примерно в 3 раза превышает объем потребления. Россия экспортирует газетную бумагу более чем в 80 стран мира. Стагнация экономик многих европейских стран и падение спроса на печатные издания стали основными причинами резкого снижения экспорта газетной бумаги в страны Европы. Последние пять-шесть лет экспортеры газетной бумаги переориентировались на рынки Азии и Африки. Лидером по закупкам газетной бумаги сегодня выступает Индия. К негативным факторам рынка газетной бумаги следует отнести отрицательную динамику потребления, что обусловлено развитием и доступностью электронных источников информации. Вследствие чего, наблюдается снижение цен на мировом рынке газетной бумаги. Производители газетной бумаги в России: «Кондопога» АО «Волга», АО «Соликамскбумпром» и АО «Монди Сыктывкарский ЛПК». На внешних рынках продукция российских производителей конкурирует с транснациональными целлюлозно-бумажными производителями, такими как Norske Skog, Holmen, Resolute Forest Products, White Birch и другими. На внешнем рынке конкурентная борьба осуществляется также с производителями Финляндии и Канады: Norske Skog, Enso-Stora, Upm Kymmene, Abitibi Consolidated. Россия по-прежнему остается конкурентоспособным производителем газетной бумаги благодаря более низкой себестоимости производственных ресурсов. Однако сохраняется тенденция роста цен на сырье, электроэнергию, логистику, поэтому основной целью целлюлозно-бумажных предприятий России является оптимизация затрат. Индийская газетная бумага предназначена для внутреннего рынка страны, доля рынка 7%. Несмотря на сравнительно высокие объемы производства газетной бумаги в мировом масштабе, Индия выступает лидером по объемам импорта данной товарной продукции. Производство газетной бумагив Индии в 2018 г. выросло на 9%, в 2019 г. изменений нет – объемы производства составили 1,2 млн. тонн. Производство газетной бумаги в Германии в 2019 г. упало на 8%, составив немногим более одного миллиона тонн. Доля рынка составила 6%. Важно отметить, что производство газетной бумаги в Германии последние пять лет стремительно падает. Так, в 2018 г. и в 2017 г. объемы выпуска упали на 18% и на 19% соответственно.По последним данным Германия отгружает на мировой рынок почти 41% от объема выпуска газетной бумаги в стране. Причем импорт газетной бумаги в Германию составляет свыше полумиллиона тонн. В Германии по многим позициям зафиксирован реэкспорт, поскольку эта страна обладает обширной торговой сетью и крупными торговыми портами. Кроме ведущих стран по выпуску газетной бумаги назовем такие, как Швеция, США, Республика Корея и Великобритания. В Швеции объемы впуска газетной бумаги по итогам 2019 г. упали на 9%, составив 890 тыс. тонн. За последние пять лет производство данной продукции в стране существенно упало в 2016 г., минус 15%. Отметим, что Швеция отгружает на мировые рынки почти 80% от объема выпуска газетной бумаги в стране. В США на рынке по выпуску газетной бумаги наблюдался спад – рынок США предыдущие два года ежегодно терял по 20%. В 2019 г. объемы выпуска газетной бумаги в США были снижены на 12% и составили 840 тыс. тонн, доля рынка 2,4%. По последним данным четверть выпущенной продукции уходит на мировые рынки. При этом США выступают лидером по импорту газетной бумаги, закупая свыше 1,3 млн. тонн в год. В числе стран, в которых налажено производство газетной бумаги назовем также такие сраны, как Франция, Швейцария, Индонезия, Малайзия, Финляндия и др. Объемы выпуска газетной бумаги в каждой их этих стран - от 300 тыс. тонн до полумиллиона тонн. Страны, лидирующие по поставкам газетной бумаги на мировые рынки: Канада, Россия, Швеция, Франция, Республика Корея, Германия, Швейцария, Финляндия, США, Великобритания. Таблица. Ведущие страны-экспортеры газетной бумаги. Итоги 2019 г.
Таблица. Ведущие страны-экспортеры газетной бумаги, экспортные цены, (среднее значение за год, в $/тонн). Итоги 2019 г.
Ведущие импортеры газетной бумаги: Индия, США, Китай, Германия, Италия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Мексика, Турция и др. Таблица. Ведущие страны-импортеры газетной бумаги. Итоги 2019 г.
Мировые тенденции рынка газетной бумаги Мировые мощности по производству газетной бумаги превышают уровень спроса, и в дальнейшем прогнозируется сохранение данной тенденции. За последние годы объемы мощностей уже были снижены, но для достижения баланса между спросом и предложением необходимо их дальнейшее сокращение. Последние 15 лет объемы производства и потребления газетной бумаги в мире постоянно снижаются. Максимальное падение спроса отмечено в странах Западной Европы и Северной Америки. В долгосрочной перспективе ожидается снижение общемирового спроса на газетную бумагу. Серьезное негативное влияние на величину спроса на газетную бумагу оказало развитие онлайновых СМИ. Снижение интереса к чтению газет на бумажном носителе приводит к снижению объемов размещения в них рекламы, следовательно, количество страниц в газете также становится меньше. Рекламодатели все больше стремятся размещать рекламу в онлайновых СМИ. На рынках развивающихся стран наблюдается небольшой рост спроса на газетную бумагу благодаря росту тиражей ежедневных газет, повышению грамотности. Кроме того, размещение рекламы в традиционных видах СМИ (в т.ч. в газетах) продолжает доминировать в развивающихся азиатских странах. Снижение мирового спроса на газетную бумагу приводит к росту конкуренции среди производителей и к ценовому давлению. В последние годы наблюдается рост требований к качеству газетной бумаги, что обусловлено, в частности, продолжающимся обновлением парка печатных машин (особенно в развивающихся странах). См. Инфографика: Мировой рынок газетной бумаги
Использованы статданные ФАО ООН Е. Дмитриева
|
|||||||
|
Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки
 
|
||||||||