Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Закон - реформирование системы лесоустройства

Новая редакция Лесного кодекса РФ вступила в силу 13.07.2021. Законодатели унифицировали понятийный аппарат, используемый в лесном законодательстве и уточнили порядок использования лесов.Редакцию (Лесной кодекс России 2021 (https://leskod.ru/) с 13.07.2021 изменил Федеральный закон от 02.07.2021 № 302-ФЗ, вступивший в силу спустя 10 дней после официального опубликования. Его нормами уточнены термины и понятия, используемые в Лесном кодексе РФ.

Определено, что лесная промышленность является совокупностью отраслей промышленности, связанных: с заготовкой, вывозом из леса и хранением древесины; первичной и последующей обработкой древесины; производством продукции переработки древесины на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Нормами еще одной новой статьи ЛК РФ «Древесина и продукция из нее» установлено, что: древесина — лесной ресурс, получаемый из срубленных, спиленных, срезанных стволов деревьев, который используется, в том числе, для получения лесоматериалов и иной продукции переработки древесины. Древесина может быть получена при использовании лесов и осуществлении мероприятий по их сохранению, а также в иных случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ.К продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости относятся: пиломатериалы; древесно-стружечные плиты; фанера; прессованная древесина; древесная масса; целлюлоза; бумага; картон.

В новой редакции статьи 20 ЛК РФ «Право собственности на древесину и иные лесные ресурсы, полученные при использовании лесов» указано, что граждане или юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 ЛК РФ, приобретают право собственности на древесину и иные лесные ресурсы, полученные при использовании лесов, в соответствии с гражданским законодательством.

В статье 80.1 ЛК РФ уточнен порядок подготовки и организации открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины. Установлено, что с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости, виды которой определяются правительством РФ в соответствии: с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности; товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

2 июля 2021 г. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, направленный на реформирование системы лесоустройства, стимулирование биржевых торгов древесиной и декриминализацию отрасли. Закон вступит в силу с 2022 года, а некоторые его нормы начнут действовать только в 2023 г. см. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020001?index=0&rangeSize=1

Согласно закону, реализация древесины, заготовленной государственными и муниципальными учреждениями, подведомственными, федеральным, региональным и местным органам власти, будет осуществляться на организованных торгах. Это должно повысить эффективность деятельности лесхозов и дать им возможность зарабатывать, отмечал глава комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Документ также вводит обязанность предварительного осмотра лесосек уполномоченным органом власти при подаче таксационного описания лесосеки недобросовестным лесопользователем, который два раза и более за предыдущий год предоставил ее недостоверное описание.

Кроме того, документ нацелен на дальнейшую декриминализацию отрасли: закон запрещает находиться в лесу с машинами или оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, в случае отсутствия законного основания для рубок. Как пояснял Мишустин, появление в лесу «черных лесорубов» с соответствующей техникой будет приравниваться к заготовке древесины и повлечет административную ответственность. Теперь чёрных лесорубов можно привлечь к административной ответственности не только, когда они пойманы непосредственно за рубкой деревьев, но и за появление в лесу с соответствующей техникой.

Запрещается перевозка и хранение древесины, если сведения об этом не внесены в Государственный лесной реестр. Соответствующий закон вступает в силу 1 июля 2021 г. Древесину будут учитывать на всех этапах: заготовки, транспортировки, складировании и отгрузки, переработки и продажи, в том числе экспорта. Все склады и пункты переработки леса должны быть зарегистрированы в Государственном лесном реестре.Для перевозки древесины нужно получить электронный сопроводительный документ. Он не потребуется только при перевозке леса, заготовленного гражданами для собственных нужд, или если до десяти кубометров древесины куплено на розничном рынке или в организации розничной торговли.

Кроме того, документ меняет порядок учёта и оценки лесов, повышает эффективность их использования. Предусмотрено создание единого федерального плана работ по лесоустройству в отношении земель лесного фонда. Для компаний, выполняющих работы по лесоустройству, введены квалификационные требования.

Также в России наконец установили единые термины для лесной отрасли. Понятия «Лесной комплекс», «древесина», «продукция переработки древесины», «лесоматериалы» и другие, используемые в лесном и таможенном законодательстве, а также других отраслях права, теперь унифицированы. Единое толкование терминов позволит избежать сложностей и недопонимания при приведении лесной реформы, пояснили в Рослесхозе. Это будет особенно актуально для электронной государственной системы прослеживаемости древесины от ее заготовки до мест складирования, переработки или экспорта из страны. К ней будут подключены не только лесопользователи и лесные власти, но и налоговые, таможенные, правоохранительные органы. Принятый закон позволит исключить разночтения и вольные трактовки различными ведомствами документов, используемых в единой электронной системе.

С 1 июля 2021 г. расширен функционал государственной системы ЛесЕГАИС, теперь в нее будут добавлены точки заготовки, складирования и переработки леса. В будущем ЛесЕГАИС станет частью единой федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК).

Также вносятся изменения в правовое регулирование, которое позволяет упорядочить размещение в лесах капитальных и некапитальных объектов. Объекты туристской индустрии, физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, предназначенные для отдыха, туризма, занятий физкультурой и спортом, разрешается размещать на территории, не занятой лесными насаждениями, площадью, не превышающей 1 гектар и 20% от общей площади лесного участка, предоставленного под рекреацию. Размещение жилищных объектов для физлиц на таких лесных участках запрещается. Вместе с тем федеральный закон позволяет заниматься товарным рыболовством в лесах, расположенных в водоохранных зонах.

Президент России Владимир Путин 2 апреля 2021 года подписал сразу несколько законов, вносящих изменения в работу лесной отрасли и лесное законодательство. см. № 301-ФЗ, № 302-ФЗ, № 303-ФЗ, № 304-ФЗ.

С 1 января 2022 года лесоустройство будет осуществляться на основании федерального плана, который в обязательном порядке будет учитывать предложения органов государственной власти субъектов РФ. Это значит, что региональные власти смогут принимать непосредственное участие в его формировании – давать предложения по территориям, где работы должны проводится в первую очередь, делать замечания и корректировки. План будет формироваться на 10-летний период. Предусмотрен механизм его корректировки, что делает его адаптивным к тем задачам, которые стоят перед лесным сектором экономики страны.

Определять запасы древесины, породу и возраст деревьев, разрабатывать методику ухода, сохранения и воспроизведения лесов в отношении земель лесного фонда будут исключительно лесоустроители федерального госучреждения «Рослесинфорг». Ежегодно будут обследоваться леса на площади 30 млн га.

Новый закон предусматривает, во-первых, отказ от «территориального» принципа проведения работ по компенсационному лесовосстановлению. Если в регионе вырубили деревья или есть вредный завод, а места под новый лес нет, место посадки может быть перенесено на территорию другого региона, где такие площади есть. Решение о переносе будет приниматься уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Причинами может стать отсутствие нужного посадочного материала, погодные условия, отсутствие площадей для высадки лесов в связи с передачей их в аренду. Во-вторых, еще одно принципиально важное новшество – продление сроков обязательств по высадке леса с года до трех лет. То есть посадить новый лес можно в течение трех лет после того, как была проведена вырубка или перевод земель.


Источник: ЛесОнлайн.ру
Просмотры: сегодня:1, всего:278

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки