Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Фаза насыщения российского рынка СГИ

Насыщение внутреннего рынка СГИ в России совпало с вводом компанией «Хаят» завода по выпуску туалетной бумаги, бумажных полотенец и салфеток - в 2018 г. компания «Хаят» построила крупное предприятие в Татарстане в г. Елабуга, после ввода второй линии мощности завода составили 140 тыс. тонн в год. А три года спустя, компания «Хаят»ввела в строй ещё одно предприятие в Калужской области, после ввода второй линии завод также будет производить 140 тыс. тонн продукции СГИ за год. Таким образом, сегодня турецкая компания на российском рынке СГИ выступает крупным игроком с масштабным объёмом выпуска - 280 тыс. тонн СГИ.
Пожалуй, с появлением компании «Hayat» началось масштабное производство СГИ. Российский рынок СГИ вступил в фазу насыщения, часть продукции отправляется на экспорт.
Спрос на бумажные санитарно-гигиенические изделия полностью покрывается предложениями на рынке. Более того, в условиях возросшей конкуренции потребительский рынок продукции СГИ представлен широким ассортиментом и разнообразием упаковки. Импорт туалетной бумаги, полотенец бумажных, салфеток сократился до минимума. Более того, заметно выросли экспортные поставки туалетной бумаги и бумажных полотенец. Итак, выйдя на уровень насыщения и переизбытка крупные предприятия по выпуску СГИ начали поставлять часть продукции на мировой рынок. Следом за турецкой компанией «Хаят» на российский рынок пришел ещё один крупный игрок - «Архбум Тиссью Групп» (дочерняя компания АЦБК). Предприятие вошло в строй в 2021 г., а по завершении строительства в 2024 г. мощности предприятия вырастут до 210 тыс. тонн в год.
«Хайдженик» (Московская обл., г. Видное). В Московской области 1 июня 2022 г. запустили производство по выпуску санитарно-гигиенической продукции. Благодаря новой производственной линии общие производственные мощности предприятия по выпуску женских прокладок возрастут до 3,6 млрд изделий в год. По оценкам компании, около 35% отечественного рынка женских прокладок занимают импортные изделия. Подмосковный «Хайдженик» занимает более 12% этого рынка, и в планах у компании довести свою долю до 20%.
Сегодня на российском рынке СГИ работают такие крупные иностранные компании, как турецкая компания «Хаят», шведская компания «Essity», американская компания Pulp Mill Holding GmbH (контролирует АЦБК).
До прихода турецкой компании рынок СГИ был уже сформирован – производством туалетной бумаги занимались четыре крупных предприятия и около 20-ти небольших фабрик.
Первый рулончик туалетной бумаги сошел с конвейера Сясьского ЦБК (Ленобласть) в 1969 г.  Через 17 лет на «Монди СЛПК» (Р. Коми) было создано новое крупное производство по выпуску туалетной бумаги и других изделий санитарно-гигиенического назначения - «Сыктывкар Тиссью Груп».
Примерно в это же время на Светогорском ЦБК в Ленобласти создается крупное подразделение, направленное на выпуск туалетной бумаги, салфеток - созданное предприятие сразу же выкупает крупная шведская компания - ранее SCA (ныне - Essity).
В этом же 1988 г. в Татарстане в г. Набережные Челны начинает выпускать туалетную бумагу эконом-класса КБК «НЧКП» им. Титова.
Таким образом, до распада СССР на территории России уже работали четыре крупных предприятия, в основе выпуска которых была туалетная бумага. Заметим, что в 1988 г.  в стране появилось ещё несколько небольших фабрик по выпуску ТБ, например, таких как Бумажная фабрика в г. Ростов-на-Дону, «Атлас-Маркет» в Калининградской области, «Кубань-Копир» в Краснодарском крае, «Никмас» в Челябинской области; также производство СГИ было налажено в Кондрово Калужской обл. и в др. регионах.
Очередной всплеск промышленного производства туалетной бумаги происходит уже в России, причем в ассортимент выпускаемой продукции уже входит не только ТБ, но и бумажные полотенца, салфетки и др. Растет культура быта, благосостояние народа и потребительские предпочтения, что подталкивает производителей на расширение ассортимента в условиях конкурентной среды. В первые десять лет XXI столетия кроме вышеперечисленных крупных предприятий по выпуску СГИ на российском рынке появляется еще несколько предприятий среднего уровня выпуска - ПКФ «Чистый дом» и «Адищевская БФ» в Московской области. В Татарстане в 2006 г. начала работать российско-американская компания «АТМСС» (26 апреля 2022 г. прекращение деятельности путем реорганизации в форме слияния).  В СПб в эти годы начало работать предприятие «Квартет» и др.
В 2010 г. компания «SCA» (ныне – «Essity») в Тульской области открывает два завода по выпуску СГИ. В этом же году начинает работать фабрика в Р. Адыгея, «Кимберди-Кларк» в Московской области. В 2013 г. «Сыктывкар Тиссью Групп» открывает филиал в Ярославской области, в Казани начинает работать «Папл Инвест», в Кирове - ПК «Восторг», открывается «Костромская БФ» и др. В число лидеров по выпуску бумаги для выпуска СГИ и изделий СГИ с 2015 г. входит «ПАЛП Инвест» 
****
Развитие рынка тиссью имеет устойчивую положительную динамику. Так если темпы прироста сегмента туалетной бумаги за последние пять лет в среднем составляли около 11%, то сегмент бумажных полотенец увеличивался примерно на 75% ежегодно. Напомним, что санитарно-гигиеническая бумажная продукция иначе называется «tissue» (англ. «тисью» – тонкая ткань, паутина). Данный термин дословно переводится как «санитарно-гигиенические изделия из тонкой бумаги».
В 2021 г. спрос на тиссью вырос почти на 4%. Такой рост и низкий уровень потребления бумажной продукции в России (почти в семь раз ниже по сравнению с США и в четыре раза — с Европой) спровоцировали бум инвестиций в создание новых мощностей по выпуску СГИ. Уже сейчас прирост мощностей в стране значительно опережает естественный рост потребления, что приводит к существенному профициту производства (около 15%) и, как следствие, демпингу цен.
Это вынуждает производителей направлять невостребованные объемы на экспорт, в основном в страны ближнего зарубежья. Например, у «Архбум Тиссью Групп» доля экспорта в 2020 г. составила около 18%.
В дальнейшем рынок СГИ будет сильно зависеть от эпидемиологической обстановки в России и мире. Но некоторые тенденции уже очевидны. Так, росту потребления бумажной продукции будет способствовать то, что многие общественные заведения заменили сушилки для рук, которые способствуют размножению и передаче вирусов, на бумажные полотенца как более гигиеничные. В секторе товаров для домашнего потребления, скорее всего, покупатели будут поддерживать более высокие запасы туалетной бумаги. В то же время развитие рынка СГИ может замедлять общий экономический спад в ближайшие пару лет.
В Минпромторге сектор санитарно-гигиенических изделий называют одним из наиболее быстрорастущих в лесопромышленности: прирост в нем оценивается почти в 20 млн тонн. Более активно, по прогнозу, заложенному в стратегию развития лесного комплекса до 2030 года, будут увеличиваться сегменты макулатурного тарного картона и потребительского картона. В министерстве отмечают, что к 2030 году в России возможно увеличение объемов производства целлюлозно-бумажной промышленности на 13 млн тонн, в том числе санитарно-гигиенических изделий — на 600 тыс. тонн.
Важно отметить, что отечественный рынок СГИ в настоящее время почти полностью покрывается российскими производителями. В частности, на доля отечественной продукции по санитарно-гигиенической бумаге составляет 96%, хотя еще в 2010 году более половины рынка РФ занимала импортная продукция (около 53%).
В Минпромторге приветствуют строительство в России мощностей по глубокой переработке древесины. «Строительство нового производства санитарно-гигиенических изделий способствует повышению доли отечественной продукции, также она может поставляться на экспорт, что благоприятно сказывается на внутренней экономике», — отмечено в документах министерства. СГИ — продукция максимального передела и максимальной близости к покупателю. «Это очень нужный и важный продукт, который мы используем ежедневно. Минпромторг полностью поддерживает развитие данного направления», — говорят в ведомстве.
Российское производство санитарно-гигиенической продукции из бумаги развивается в течение последних трех десятков лет высокими темпами. За эти годы основной упор делался в основном на развитие производства туалетной бумаги. Сегмент по выпуску бумажных полотенец в стране сравнительно молодой и насчитывает около 10 лет. Причем основной рост производства СГИ приходится на последнее десятилетие. Расширение спроса на СГИ касается не только базовых продуктов — туалетной бумаги, бумажных полотенец и бумажных салфеток, но и других сегментов. За последние пять лет хорошую динамику показал сегмент бумажных полотенец для домашнего использования. В производстве туалетной бумаги акцент делается на потребительский рынок домохозяйств, также активно развивается сегмент туалетной бумаги в рулонах для учреждений. Востребованным продуктом СГИ является производство бумажных салфеток и бумажных платочков и в меньшей степени бумажных скатертей.
Рынок бумажной продукции в России очень динамичный и это наиболее интересное время с точки зрения эволюции гигиены. Так последние два года при всех глобальных сложностях стали временем новых открытий и колоссальных возможностей. Распространение коронавируса, начиная с 2020 г. существенно увеличило спрос во всем мире на санитарно-гигиеническую продукцию. Особенно вырос спрос на бумажные полотенца и бумажные платочки единоразового использования.
В настоящее время конкурентным преимуществом выступает как качество санитарно-гигиенической продукции, так и упаковка. Российские компании, работающие на рынке СГИ в условиях конкуренции, постоянно улучшают потребительские свойства своей продукции, продолжают улучшить путем рестайлинга упаковку. Сегодня спрос на дешевую продукцию составляет 85% от всего объема бумажной продукции гигиенического назначения, 5% приходится на товары высокого ценового сегмента. Соответствующее распределение производимой продукции будет сохраняться и ближайшие годы.
На сегодняшний день темпы прироста годового потребления бумажных СГИ составляют порядка 100% в год. Объемы потребления туалетной бумаги и салфеток в России на душу населения составляют всего 25-30% от аналогичного показателя в Европе и 12-15% от показателя американской статистики. Можно смело сделать вывод, что тенденция увеличения спроса на СГИ в России сохранится довольно продолжительный период времени
 
Е. Дмитриева

© www.lesonline.ru


Источник: ЛесОнлайн.ру
Просмотры: сегодня:1, всего:155

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки