|
06.09.2023
11:33
Экспорт пиломатериалов упал на 16%
Вместе с запретом на вывоз необработанного леса с 1 января
2022 г. власти ввели заградительную пошлину на часть
пиломатериалов, которые часто выступают как товар прикрытия
при экспорте необработанных бревен, признанных «нашим
достоянием».
Экспорт распиленной древесины в первом полугодии 2023 г.
превысил 10 млн кубометров, что на 16% меньше чем год назад
за аналогичный период. Важно отметить, что в первые два
месяца года в сравнении с январем—февралем 2022 г. разница в
объемах поставок составляла ровно четверть, а к середине года
сузилась до 16-ти процентов.
Текущая
экспортная цена российских хвойных пиломатериалов, превышает
допандемийные значения более чем на 30% – сегодня за кубометр
дают порядка 16 тыс. рублей, но не сравнима с пиковыми
значениями прошлогоднего марта – 24,5 тыс. рублей, привел
данные директор Рослесинфорга.
Цена доставки
пиломатериалов с Северо-Запада в Китай упала с $120 до $20 за
1 куб. м из-за переизбытка контейнеров, а из Сибири — выросла
с $20 до $50, заявил глава Segezha Group. Он призвал
диверсифицировать способы отгрузки леса. Ставки отправок
грузов в контейнерах с северо-запада России на восток низкие
по причине серьезной конкуренции среди операторов за
экспортный груз в направлении Китая. К тому же наблюдается
нехватка порожних вагонов на морских терминалах Дальнего
Востока. Подробнее см. Цена
доставки пиломатериалов в КНР с СЗФО упала, из Сибири -
выросла
Доля поставок пиломатериалов в Китай в общей страновой
структуре экспорта России за первые шесть месяцев 2023 г.
продолжает расти и составила 61% в 2023 г. (ранее доля рынка
КНР соответствовала 44%). Китай является основным торговым
партнером России уже более 15 лет.
С начала года ПМ направлялись в 48 стран. Помимо Китая, в
тройку лидеров пошли Узбекистан и Казахстан.
Активнее всего поставки выросли в Турцию (в три раза, до 145
тыс. кубометров) и в ОАЭ (в два раза, до 254 тыс.
кубометров). Среди ведущих иностранных контрагентов рост
импорта российской пилопродукции отмечен в Гонконге — на 72%,
до 245 тыс. кубометров, Таджикистане — на 27%, до 242 тыс.
кубометров, Иране — на 52%, до 222 тыс. кубометров и Киргизии
— на 45%, до 183 тыс. кубометров.
В сложном положении с начала введения санкций оказались
экспортеры Северо-Запада России. Начиная с июля 2023 г.
экспортеры ЛПК, отгружающие продукции через морские порты
СЗФО, смогут компенсировать до 80% затрат на транспортировку.
Правительство РФ 27 июля 2023 г. приняло постановление о
предоставлении господдержки на транспортировку продукции
лесопромышленного комплекса через морские порты,
расположенные на территории Северо-Западного федерального
округа. Согласно Постановлению, экспортеры ЛПК в 2023-2024
г.г. смогут компенсировать до 80% затрат (до 50% от объема
поставок) на транспортировку своей продукции, если поставка
производится через морские порты на территории
СЗФО. В
основном речь о компаниях Карелии и Архангельской области,
которые отправляют грузы в Египет.
Логистику, разумеется, сохранить полностью не удалось, но
перестроить движение экспортных грузов получилось. Продукция
деревообработки из СЗФО в 2023 г. уже начала экспортироваться
в новые страны – на Ближний Восток и в Северную Африку.
Поставки по коридору Север-Юг могут осуществляться на юг
России, где есть дефицит леса, и далее – в Турцию, Иран, а
также в Индию, Китай и в страны Северной Африки.
Производители также пытаются переориентировать продукцию
лесопереработки сначала в Турцию и на Ближний Восток, а уже
из этих стран после минимальной обработки и смены кода ТН ВЭД
вновь экспортировать в Европу и Северную Америку как товары
турецкого происхождения. Производители также начали искать
альтернативные маршруты сбыта в обход Европы. Альтернативой
является маршрут с перегрузкой в Санкт-Петербурге до Китая
через Запад. Это один из выходов для предприятий ЛПК в
Ленобласти и вообще СЗФО по сохранению логистических
маршрутов.
Использованы статданные Рослесхоза
![]()
|
|||||||
Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки
 
|