|
11.06.2015
15:05
Минприроды подготовило предложения по отказу от тушения удаленных лесных пожаров в зоне авиационной охраны лесов
Минприроды России подготовило поправки к Правилам тушения лесных пожаров, позволяющие не тушить удаленные, не угрожающие населенным пунктам и объектам экономики, лесные пожары, расположенные в районах применения авиационных сил и средств пожаротушения. Для этого предусматривается введение специальных "зон контроля лесных пожаров", в границах которых соответствующие комиссии по ЧС смогут принимать решения о прекращении или приостановке работ по тушению лесных пожаров. Причиной подготовки таких поправок является то, что у нашей страны нет и в обозримом будущем не предвидится достаточных денег для тушения всех пожаров во всех лесах. Отказ от тушения пожаров в лесах удаленных и труднодоступных - это попытка сэкономить деньги для более надежной охраны от пожаров лесов в транспортно освоенных и населенных районах. Денег все равно не хватит - разрыв между тем, сколько их выделяется на борьбу с пожарами, и сколько нужно для обеспечения реальной пожарной безопасности в лесах, слишком велик, чтобы его можно было устранить таким простым способом. В лучшем случае отказ от тушения пожаров в самых удаленных лесах поможет вернуть финансирование их тушения в лесах населенных районов примерно на уровень 2013-2014 г.г., да и то вряд ли. Главная причина безденежья в российском лесном хозяйстве - Лесной кодекс 2006 года и выстроенная на его основе "антиэкономическая" система управления лесами, практически полностью разрушившая веками складывавшиеся механизмы самофинансирования лесного хозяйства. Конечно, тушение пожаров в удаленных и труднодоступных лесах (не являющихся предметом экономической деятельности) всегда целиком обеспечивалось за счет бюджетных средств; но механизмы самофинансирования лесного хозяйства позволяли обеспечивать приемлемый уровень охраны лесов от огня в населенных и транспортно освоенных районах, что позволяло государству находить деньги на охрану от огня остальных лесов. Теперь этого нет - Лесной кодекс 2006 года превратил лесное хозяйство из условно-самодостаточной отрасли в целиком зависящую от бюджета, и денег теперь не хватает ни на что. Номинальные расходы бюджета на лесное хозяйство выросли за время действия нового Лесного кодекса примерно втрое, а до реального хозяйства в лесу (в том числе противопожарного обустройства, охраны лесов, тушения пожаров на ранних стадиях) денег доходит в разы меньше, чем десять-двадцать лет назад. Чем может грозить такой отказ от тушения лесных пожаров? Реальную ситуацию в нынешнем году он вряд ли сильно изменит - большинство лесных пожаров в удаленных и труднодоступных лесах и так тушат дожди и снег, а они зарплаты пока не требуют и правила не читают. Даже если пожары в удаленных и труднодоступных лесах пытаются тушить, к этому обычно приступают с такой большой задержкой и такими малыми силами, что повлиять на развитие ситуации практически не могут. Однако, формальный отказ от тушения этих пожаров может сформировать у руководителей государства ложное убеждение в том, что внутри лесной отрасли получилось найти механизм экономии лесопожарных средств, и поэтому финансирование борьбы с лесными пожарами в следующем году можно не увеличивать, или даже еще уменьшить. Понятно, что такое уменьшение скажется в первую очередь на борьбе с пожарами отнюдь не в удаленных и труднодоступных лесах. Но вряд ли у Минприроды есть иной выход, кроме как отказываться от тушения части лесных пожаров. Достаточных денег в бюджете нет и не предвидится (у страны сейчас совершенно другие приоритеты), а восстановить лесное хозяйство как самодостаточную отрасль экономики в многолесных районах страны в ближайшие годы явно не получится - слишком велики разрушения, причиненные Лесным кодексом 2006 года и сопутствующими реформами. Фактически предлагаемые поправки не вводят что-либо новое, а лишь легализуют уже сложившуюся устойчивую практику. Ниже приводится проект поправок к Правилам тушения лесных пожаров.
Изменения, которые вносятся в Правила тушения лесных пожаров, утвержденные приказом Минприроды России от 8 июля 2014 г. № 313 1. В пункте 5 после слов «лесного пожара.» дополнить словами «В районе применения авиационных сил и средств пожаротушения могут устанавливаться зоны контроля лесных пожаров.»; 2. Дополнить пунктом 5.1. следующего содержания: «5.1. Зоны контроля лесных пожаров устанавливаются органами исполнительными власти в пределах их компетенции, определенной пунктом 3 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 03 ноября 2011 г. № 470, в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях, в которых в обязательном порядке принимаются необходимые меры по тушению лесных пожаров только при угрозе населенным пунктам или объектам экономики.». 3. Дополнить пунктом 8.1. следующего содержания:
«8.1. Прекращение, приостановка работ по тушению лесного
пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы
населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда
прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают
прогнозируемый вред, который может быть им причинен,
осуществляется на основании решения соответствующей Комиссией
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной
власти.».
|
|||||
Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки
 
|