Разделы
Интенсификации лесного хозяйства в России

В начале 2011 года в Рослесхозе возобновились разговоры в пользу развития в нашей стране интенсивного лесного хозяйства, и даже были предприняты некоторые действия в этом направлении - создана специальная рабочая группа, которой дано поручение в срок до 1 марта подготовить конкретные поправки к проектам соответствующих нормативно-правовых актов. Чем это все закончится - пока неизвестно, но некоторая вероятность того, что эти действия приведут к какому-то результату, есть. В связи с этим полезно напомнить о некоторых принципиальных вопросах, связанных с введением интенсивного лесного хозяйства в России.

Что такое интенсивное лесное хозяйство

FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) дает следующее определение интенсивного лесного хозяйства (2005): "Интенсивное лесное хозяйство - режим лесного хозяйства, при котором лесоводственные меры определяют структуру и состав лесных насаждений, официальный или неофициальный план ведения лесного хозяйства существует. Пояснение: если структура и состав лесных насаждений определяется преимущественно естественными экологическими процессами, хозяйство в таком лесу не считается интенсивным".

Данное определение не конкретно и не позволяет провести четкую грань между экстенсивным и интенсивным лесным хозяйством. Обобщив наиболее часто встречающиеся представления об интенсивном лесном хозяйстве, можно дать ему несколько более полное и развернутое определение (не претендующее на какой бы то ни было официальный статус).

Интенсивное лесное хозяйство - система ведения хозяйства в лесах, позволяющая устойчиво (на протяжении времени выращивания более чем одного поколения деревьев) получать с лесного участка максимально возможное для конкретных лесорастительных условий количество товарной древесины за счет:

а) эффективного лесовосстановления (минимизации сроков существования непокрытых лесом площадей, формирования молодняков из хозяйственно ценных деревьев с благоприятными наследственными свойствами, предотвращения нежелательной смены пород);

б) эффективного ухода (поддержания насаждений в состоянии, обеспечивающим максимальный прирост и использование древесины в пересчете на оборот хозяйства);

в) минимизации потерь (от пожаров, вредителей и болезней, повреждений ветром и других неблагоприятных воздействий).

Интенсивное лесопользование является лишь одним из элементов интенсивного лесного хозяйства. При отсутствии других элементов интенсивного лесного хозяйства (эффективного лесовосстановления, ухода и минимизации потерь) интенсивное лесопользование может обеспечиваться только за счет разорения и истощения лесов.

Как связаны интенсивное лесное хозяйство и охрана природы

Существующая сейчас в России экстенсивная модель лесного хозяйства и лесопользования подразумевает удовлетворение потребностей промышленности и населения в древесине почти исключительно за счет насаждений естественного происхождения. Пройденные рубками территории, особенно в малолесной зоне, забрасываются на произвол судьбы или сразу после рубки, или после проведения лесовосстановительных работ, которые из-за отсутствия последующего ухода редко приводят к желаемому результату. В большинстве случаев заготовка древесины ведет или к неблагоприятной смене пород, или, при выборочных "рубках дохода", к расстройству насаждений, снижению устойчивости и продуктивности. В обоих случаях пройденные рубками территории фактически на неопределенно долгий срок выбывают из хозяйственного использования.

Ситуация усугубляется значительными потерями древесины при пожарах, при повреждении лесов насекомыми-вредителями, болезнями, ветрами и другими неблагоприятными воздействиями, ущерб от которых оказывается особенно заметным в зонах пионерного освоения таежных лесов, и в лесных массивах, расстроенных хаотическим лесопользованием.

Неблагоприятные изменения лесов в значительной степени маскируются отчасти за счет "приписок", касающихся проведенных хозяйственных мероприятий, отчасти за счет неполного и несвоевременного учета потерь, отчасти за счет смешения в одних учетных категориях истощенных лесов на удобных лесных землях и нетронутых лесов на неудобьях. В результате официально разрешенные объемы лесопользования (расчетные лесосеки), как правило, даже близко не соответствуют фактически имеющимся ресурсам экономически доступных лесов.

Прогрессирующее истощение лесов "староосвоенных" районов и вызванный им острый дефицит древесины во все большей степени компенсируются за счет расширения зон лесозаготовок ("пионерного освоения тайги" в тех регионах, где экономически доступные массивы дикой тайги еще сохранились), или за счет вовлечения в рубку тех лесов, которые имеют или имели раньше тот или иной охранный статус. Именно критический уровень истощения эксплуатационных лесов "староосвоенных" районов является главным источником угроз большинству ценных природных территорий. Острый дефицит древесного сырья провоцирует, во-первых, попытки снять ограничение на интенсивные рубки в защитных лесах и ООПТ, и во-вторых, постоянно растущий спрос на "ворлес", в том числе из тех же защитных лесов, ООПТ и других ценных природных территорий.

При сохранении существующих тенденций дефицит лесных ресурсов неизбежно будет возрастать, попытки вовлечения в интенсивные рубки защитных лесов и ООПТ становиться более назойливыми, а возможности придания охранного статуса новым лесным территориям - все более скудными. Интересы охраны лесной природы будут все чаще отступать перед необходимостью хотя бы временного решения социально-экономических проблем лесных предприятий за счет вовлечения в рубку последних ценных лесов. Первыми и наиболее очевидными жертвами этого являются последние массивы дикой тайги в зонах освоения лесов, следующими - ценные природные территории в густонаселенных районах, леса высокой природной или социальной ценности.

Главным условием и способом решения данной проблемы является интенсификация лесного хозяйства (в том числе лесопользования) в "староосвоенных" лесах, изрядно истощенных прошлой хозяйственной деятельностью. Только ликвидировав критический дефицит древесины из "староосвоенных" эксплуатационных лесов и условия для его возникновения в будущем, можно снизить остроту нападок ООПТ, защитные леса и другие особо ценные лесные территории. Других способов решения данной проблемы, по крайней мере - в условиях слабого и социально неблагополучного государства, по всей видимости, нет.

При этом совершенно очевидно, что интенсивное лесное хозяйство ведет к существенному снижению биологического разнообразия в тех лесах, в которых оно ведется, и к снижению способности леса выполнять некоторые средообразующие функции. Однако, для сохранения многих элементов биологического разнообразия и некоторых средообразующих функций леса необходимо сохранение части лесов в максимально диком состоянии. С учетом этого сохранение значительных площадей естественных лесов при ведении интенсивного лесного хозяйства на части территории является "меньшим злом" для сохранения биоразнообразия, чем вовлечение практически всех доступных лесов в классическое экстенсивное лесопользование.

Важнейшие проблемы, мешающие развитию интенсивного лесного хозяйства в России

Развитию интенсивного лесного хозяйства в России мешают две группы проблем - внешние по отношению к лесному сектору, и внутренние, специфически лесные.

"Внешние" проблемы - это проблемы, мешающие развитию любой или почти любой хозяйственной деятельности, создающие для нее в целом неблагоприятный фон. Каждому хозяйственнику они известны, о них уже много написано, и повторяться нет смысла. Но надо помнить что лесное хозяйство, как и всякое другое, очень чувствительно к общему деловому климату в стране, и "внешние" по отношению к лесному сектору неблагоприятные факторы могут очень сильно препятствовать его развитию. Если в стране, грубо говоря, украсть проще и безопаснее, чем вырастить (создать, построить, изобрести и т.д.) - у интенсивного лесного хозяйства будет мало шансов на развитие.

"Внутренних", т.е. специфически лесных, проблем много, но условно их можно объединить в три большие группы: беспризорность лесов, неправильные представления об их количестве и состоянии, и недоверие к работникам леса. К ним добавляются неблагоприятные стартовые условия для введения интенсивного лесного хозяйства (критическая истощенность лесов, распад системы государственного управления лесами, упадок лесной науки и образования и т.д.) - но это отдельная тема, которая будет рассмотрена специально.

Беспризорность лесов (отсутствие эффективной лесной охраны, обилие лесов с неясным статусом, отсутствие должного учета лесопользования), в сочетании с ужасающим социально-экономическим положением значительной части сельского населения, обуславливает большие объемы незаконных рубок и высокую долю относительно дешевого "ворлеса" на лесном рынке. Законопослушный лесопользователь, ведущий качественное и потому достаточно дорогое лесное хозяйство, в подавляющем большинстве случаев просто не может быть конкурентоспособным по отношению к поставщикам "ворлеса". Кроме того, отсутствие эффективной государственной охраны лесов от лесонарушений и пожаров означает, что лесопользователь, ведущий интенсивное лесное хозяйство, будет вынужден нести дополнительные большие расходы или на охрану результатов своего хозяйствования, или на страхование.

Неправильные представления о количестве и состоянии лесов. Большинство руководителей и даже специалистов лесного сектора до сих пор пребывает в уверенности, что имеющихся в нашей стране лесных ресурсов достаточно не только для обеспечения сырьем существующей промышленности и потребностей населения, но и для развития новых крупных предприятий лесного сектора. Дефицит лесного сырья признается, но объясняется не истощением лесов, а всевозможными "временными экономическими трудностями" (имеющими, впрочем, вполне постоянный характер). Поэтому практически все принимаемые на правительственном уровне меры связаны с интенсификацией не лесного хозяйства, а "лесодобычи".

Недоверие к работникам леса. Практика мирового лесного хозяйства показывает, что одним из непременных условий высокоэффективного лесного хозяйства является высокий уровень доверия к работникам леса - предоставление им очень широких прав и полномочий по определению параметров хозяйственных мероприятий на основании собственных знаний и опыта. В странах с развитым лесным хозяйством отраслевые правила обычно предоставляют лесным специалистам значительную свободу в принятии решений, или вообще имеют рекомендательный характер. В результате каждый специалист непосредственно в лесу может принять решение, наиболее подходящее к условиям конкретного места. У нас подход противоположный - практически каждое действие очень жестко регулируется обязательными нормативно-правовыми актами. Многие требования нормативно-правовых актов оказываются разумными лишь для некоторых "стандартных", не всегда часто встречающихся, условий - а в других условиях эти требования или не позволяют проводить необходимые мероприятия, или делают их неэффективными.

Фактически в странах с развитым интенсивным лесным хозяйством "носителем истины в последней инстанции" является квалифицированный лесной специалист, отвечающий за конкретный лесной участок и наилучшим образом знающий его, а у нас - чиновник или кабинетный ученый, составивший ту или иную отраслевую инструкцию.


Просмотры: сегодня:1, всего:956

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки