Разделы
Обнародованы целевые показатели и ожидаемые результаты нацпроектов

Правительство РФ опубликовало документ, который называется "Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты" (по состоянию на 7 февраля 2019 года). Документ составлен на основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. 

Для человека, не знакомого с лесным хозяйством и не представляющего себе, как устроена российская лесная статистика, цели проекта могут выглядеть солидно и даже разумно. Но в реальности эти цели и эти показатели в том виде, в каком они сейчас сформулированы, не означают вообще ничего. Цели, относящиеся к лесовосстановлению и лесоразведению, легко достигаются средствами государственной статистики вообще без каких-либо реальных изменений в лесу, а цель, относящаяся к лесным пожарам, фактически уже достигнута до начала проекта - простым изменением порядка подсчета ущерба с 8 января 2019 года.

В действующем российском законодательстве под "лесовосстановлением" понимаются лишь начальные стадии воспроизводства лесов - от посадки леса, содействия его естественному возобновлению или оставления вырубки под естественное заращивание, до специального административного ритуала, который раньше назывался "переводом в лесопрокрытую площадь", а теперь - "отнесением к землям, на которых расположены леса". Реальное же воспроизводство ценных лесов требует не только собственно лесовосстановления, но и ухода за молодняками - без качественного ухода из лесовосстановления практически ничего не выходит. Период ухода за молодняками занимает до 20 лет, причем последние приемы ухода (прочистки) имеют самое большое значение для достижения приемлемых результатов воспроизводства лесов - а административный ритуал "перевода" или "отнесения" приходится примерно на десятилетний возраст. Ситуация усугубляется катастрофически низким качеством работ на всех этапах лесовосстановления и ухода, и катастрофическими же объемами "приписок". В результате "на бумаге" лесовосстановление сейчас охватывает практически всю площадь сплошных рубок, а реальный результат достигается в лучшем случае примерно на трех процентах этой площади. Поэтому "бумажное" увеличение каких бы то ни было показателей, связанных с лесовосстановлением в понимании действующего лесного законодательства, почти ни на что в реальности не повлияет.

У приведенных плановых показателей есть и другие интересные особенности. Семена разных деревьев имеют разный вес: например, желудь весит в сотни раз больше, чем семя сосны или ели, и в десятки тысяч раз больше, чем семя березы. С учетом этого, простой вес "сформированного запаса семян для лесовосстановления" практически ничего не значит: стоит только немножко увеличить долю желудей в объеме запасаемых семян - и показатель будет достигнут.

То же самое с оснащением на 70% спецтехникой учреждений, занимающихся воспроизводством лесов. Это, может быть, и неплохой показатель (хотя каких-то полтора десятилетия назад, до введения нынешнего Лесного кодекса РФ, эти учреждения были обеспечены техникой практически полностью) - вот только основную часть работ по лесовосстановлению выполняют не эти учреждения, а лесопользователи-арендаторы. Даже согласно показателям самого проекта, к 2024 году 4/5 этих работ будут выполняться на арендованных участках - а это, согласно лесному законодательству, совершенно однозначно является обязанностью арендаторов.

Что касается уменьшения ущерба от лесных пожаров, то тут все просто. Согласно действующему законодательству, ущерб считается по-разному в зависимости от того, подтверждено ли возникновение пожара в результате нарушения лесного законодательства, или не подтверждено. Разница составляет 50-100 раз, в зависимости от категории лесов. Таким образом, даже небольшое ухудшение работы органов дознания и следствия (которые должны подтверждать возникновение пожаров в результате нарушений законодательства) автоматически приводит к радикальному снижению рассчитываемого ущерба.

Более того: 8 января 2019 года вступил в силу новый порядок исчисления вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 года № 1730. Этот порядок также автоматически приводит к уменьшению рассчитываемого ущерба, особенно для удаленных и труднодоступных территорий (низших разрядов такс), на которых чаще всего и возникают самые разрушительные пожары. За счет одного только изменения этого порядка цели по снижению ущерба от лесных пожаров в 2019 году, а скорее всего, и в ближайшие три года, можно считать практически достигнутыми.

Конечно, какие-то положительные результаты лесной части нацпроекта "Экология" могут быть достигнуты - просто за счет некоторого увеличения финансирования. Лесное хозяйство благодаря этому превратится из экстремально нищей отрасли в просто нищую. Это по нынешним меркам уже не так уж плохо - но каких-либо других значимых результатов от лесной части нацпроекта "Экология" ожидать пока не приходится.


Просмотры: сегодня:2, всего:137

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки