|
03.07.2018
11:45
Конкурентоспособность лесоэкспортеров России и коммерческие интересы перевозчика
Резюме: в статье рассматривается негативное влияние естественной государственной монополии на эффективность работы и конкурентоспособность предприятий лесного комплекса при экспорте лесоматериалов. Материалы статьи могут быть использованы лесоэкспортерами при взаимоотношениях с перевозчиком в арбитражном процессе. Естественная государственная монополия, в лице ОАО «РЖД», единственным акционером которого является государство, оказывают значительное влияние на эффективность работы и конкурентоспособность предприятий лесного комплекса при экспорте лесоматериалов. В соответствии со статьей № 23 «Проверка груза» Соглашения о Международном железнодорожном грузовом сообщении (далее по тексту СМГС), ОАО «РЖД» может провести контрольную перевеску вагона, которая проходит на пограничной станции, находящейся на расстоянии нескольких тысяч километров от станции погрузки. В статье № 16 СМГС «Ответственность за сведения, внесенные в накладную», говорится о том, что отправитель несет ответственность за все последствия от неправильного указания сведений в накладной, в виде уплаты неустойки в пятикратном размере провозной платы в соответствии с предписаниями статьи № 31 "Уплата провозных платежей и неустоек". Мелким и средним предприятиям-лесоэкспортерам в этом случае грозит разорение и банкротство, а крупные предприятия несут финансовые потери из-за срыва сроков поставки лесоматериалов зарубежным покупателями Мы предоставим читателям факты, а выводы о том, кто прав в этой ситуации они уже сделают самостоятельно. И так, исходные данные стандартной ситуации: на одной из ж/д станций на севере Иркутской области лесоэкспортер отгружает свежеспиленные бревна из сосны покупателю в Китай в декабре месяце. В начале января вагон с бревнами поступает на пограничную ж/д станцию в Забайкальском крае. Перевозчик проводит на этой пограничной ж/д станции контрольную перевеску вагона, находит перегруз вагона сверх его грузоподъемности, составляет коммерческий акт, задерживая при этом отправку вагона покупателю в Китай, и требует оплатить неустойку в размере более 600 тыс. рублей за каждый вагон. Отправитель груза (лесоэкспортер), уверенный в том, что при отправке лесоматериалов перегруза вагонов не было, обращается в арбитражный суд. Тогда перевозчик в суде заявляет, что:
Эксперты, назначенные арбитражным судом, следующим образом отвечают на поставленные вопросы: Ответ № 1. При анализе документа «оригинал накладной (для получателя) №……..» в графе 15 «Наименование груза» указаны его коды по: Гармонизированной номенклатуре грузов (ГНГ) 44032031, и Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов (ЕТСНГ) 081188. ГНГ служит для кодирования грузов в международном грузовом сообщении. Код ГНГ 4403031 соответствует следующему наименованию груза: «Бревна из сосны обыкновенной». ЕТСНГ служит для кодирования грузов и используется железной дорогой при оформлении перевозочных документов для определения необходимого тарифа и расчета провозной платы по территории дорог ОАО «РЖД». Код ЕТСНГ 081188 соответствует следующему наименованию груза: «Пиловочник всяких пород дерева» и в свою очередь соответствует позиции коду ГНГ 4403031 «Бревна из сосны обыкновенной». Согласно «Инструкции по заполнению вагонных листов» наименование груза и его код заполняется в соответствии с ГНГ. В документе «вагонный лист на повагонную отправку» в графе наименование груза указано «Пиловочник ВС», то есть «Пиловочник всяких пород дерева». Такое сокращение в вагонном листе разрешается в случае невозможности внесения в графу «Наименование груза» полного наименования груза по ГНГ и допускается указание сокращенного наименования груза, не искажающего характеристик груза с обязательным проставлением кода ГНГ, соответствующего полному наименованию данного груза. В соответствии с «ГОСТ 17462-84. Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения», общий термин «Лесоматериалы» включает в себя частное понятие «Круглые лесоматериалы», которые включают в себя частное понятие «Круглый сортимент», который включает в себя частное понятие «Бревно», который включает в себя частное понятие «Бревно пиловочное». ГОСТ 17462-84 разрешает для отдельных стандартизованных терминов применять их краткие формы в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Поэтому термин «Бревно пиловочное» часто сокращают до краткой формы «пиловочник», то есть это бревно, которое предназначено для его распиливания на доски (пиломатериал). В лесопильном производстве для выработки пиломатериалов всех назначений используют «Круглые лесоматериалы», частным случаем которых являются «Бревна пиловочные». По длине, толщине и качеству «Бревна пиловочные» должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9463-88 (хвойные породы древесины) и ГОСТ 9462-88 (лиственные породы древесины). Таким образом, свежеспиленные бревна сосны являются пиловочником всяких пород дерева. А именно: «Пиловочником всяких пород дерева» являются пиловочники следующих лесоматериалов: сосны обыкновенной, березы пушистой, березы бородавчатой, лиственницы сибирской, осины, ели сибирской, пихты сибирской, сосны сибирской, так как это «Бревна пиловочные» хвойных или лиственных пород древесины.
Ответ № 2. В растущем дереве древесина содержит значительное количество воды, необходимой для его жизнедеятельности [1-6]. В свежесрубленной древесине в зависимости от условий хранения и транспортировки содержание воды может увеличиваться или уменьшаться. При использовании древесины в строительстве, мебельном производстве и других случаях, часть воды из древесины удаляют с целью улучшения качества материалов и готовых изделий. Для количественной характеристики содержания воды в древесине используют показатель - влажность. Под влажностью (абсолютной) понимают выраженное в процентах отношение массы воды к массе сухой древесины. Определяют влажность древесины по ГОСТ 17231-78, ГОСТ 16483.7-71. Примечание: для дров часто используют понятие влажность (относительная), под которой понимают выраженное в процентах отношение массы воды к общей массе дров (древесина + вода). Влажность в растущем дереве сосны (или свежесрубленном) распределена неравномерно [1]: влажность ядра составляет 33%, заболони (древесина, расположенная между сердцевиной и корой) -112%, коры - 120%. Средняя влажность свежесрубленной древесины или «Бревна пиловочного» сосны составляет 88%. Наибольшая влажность в сосне наблюдается зимой (ноябрь-февраль), а наименьшая - летом (июль-август). Различают две формы воды, содержащейся в древесине, связанную и свободную. Связанная вода находится в клеточных стенках, а свободная содержится в полостях клеток и в межклеточных пространствах. Связанная вода прочно удерживается и удаление этой воды затруднено. Свободная вода из древесины очень легко удаляется и очень легко впитывается обратно, за счет гигроскопичности древесины. На практике различают пять степеней влажности древесины: - Мокрая древесина (длительное нахождение под дождем, мокрым снегом или в воде) имеет влажность более 100% для «Пиловочника всяких пород дерева». Максимальная влажность может быть: у березы – 135%, у сосны 185%, у ели – 212%, у кедра – 229%. - Свежесрубленная древесина имеет влажность 50-100% для «Пиловочника всяких пород дерева». - Древесина атмосферной сушки (сушка пиломатериала на воздухе в течение 2 месяцев) имеет влажность 15-20%. - Древесина камерной сушки (сушка пиломатериалов в специальных камерах) имеет влажность 8-12%. - Абсолютно сухая древесина (сушка при температуре 103 0С) имеет влажность 0%. Такая древесина нигде не используется. Например, влажность 50% означает, что в образце массой 150 кг, находится 50 кг воды и 100 кг сухой древесины. Влажность 100% означает, что в образце массой 200 кг, находится 100 кг воды и 100 кг сухой древесины. Влажность 185% означает, что в образце массой 285 кг, находится 185 кг воды и 100 кг сухой древесины. Таким образом, к наименованию груза «Пиловочник всяких пород дерева» применимо состояние: груз влажный, так как это свежесрубленная древесина. Кроме того, представители перевозчика в суде часто путают такие понятия, как: относительная влажность воздуха, которая не может быть более 100%, и абсолютна влажность древесины, которая для сосны может составлять 185%.
Ответ № 3. Масса древесины зависит от ее влажности: чем больше влажность, тем больше масса древесины. На влажность древесины влияют такие ее свойства, как: высыхание, влагопоглощение, водопоглощение. При высыхании древесины, влажность древесины уменьшается, а при влагопоглощении и водопоглощении влажность древесины увеличивается. Высыхание древесины – это испарение воды из древесины в окружающую среду за счет гигроскопических свойств древесины. Высыхание древесины используется при ее сушке. При сушке пиломатериалов в специальных сушильных камерах интенсивность процесса удаления воды выше, чем на открытом воздухе. Влагопоглощение – это свойство древесины поглощать влагу (водяные пары) из окружающего воздуха за счет гигроскопичности. Влагопоглощение древесины повышается при повышении относительной влажности воздуха и при понижении температуры окружающего воздуха. Водопоглощение – это свойство древесины при непосредственном контакте с водой (дождь, мокрый снег, град) впитывать эту воду вследствие пористого строения древесина и увеличивать свою влажность. Максимальная влажность, которой достигает погруженная в воду древесина, для сосны составляет 185%. Процесс водопоглощения ускоряется с повышением температуры окружающего воздуха. При водопоглощении влажность древесины может увеличиться в два раза в течение одних суток. Таким образом, масса груза («Пиловочник всяких пород дерева») зависит от влажности древесины, на которую влияют внешние факторы в процессе транспортировки. Высыхание груза возможно при повышении температуры и уменьшении относительной влажности воздуха. Влагопоглощение груза происходит при повышении относительной влажности воздуха и понижении температуры окружающего воздуха. Водопоглощение груза происходит при контакте жидкой воды (дождь, мокрый снег, град) с древесиной и может увеличиться в два раза в течение одних суток. Если сравнить климатические условия на станции погрузки и станции перевески груза, то они отличаются незначительно: - на станции погрузки, средняя температура в декабре-январе составляет -25С, а годовая норма осадков – 391 мм, - на станции перевески груза, средняя температура в декабре-январе составляет -28С, а годовая норма осадков – 441 мм. Следовательно, изменение массы груза (лесоматериалов) может происходить: из-за способа определения массы груза в вагоне при его погрузке и перевеске, или во время транспортировки груза. На ж/д станции погрузки масса груза определяется в вагоне при движении, а на ж/д станции при перегрузке - в статике с расцепкой. Если при первой перевеске груза в статике с расцепкой, излишек против грузоподъемности вагона примем за 100% согласно коммерческому акту, то повторная перевеска того же вагона и на тех же весах через 5 дней показала излишек - 86%, о чем был составлен второй коммерческий акт, а повторная третья перевеска через 3 дня показала излишек уже – 40%, о чем был составлен третий коммерческий акт!!! При этом техпаспорт ж/д весов и акт с датой о последней их поверки прилагался. Расчеты показывают, что если при отгрузке лесоматериалов их влажность составляла 88%, то при первой перевеске влажность была 99%, при второй – 91%, а при третьей – 89%. Следовательно, масса круглых лесоматериалов увеличилась во время транспортировки за счет влагопоглощения и/или водопоглощения. А за период времени трехкратной перевески груза (10 дней), пока вагон находился на ж/д станции, показатель влажности лесоматериалов опять вернулся к своим первоначальным значениям, так как климатические условия на станциях отгрузки и перевески идентичны. Таким образом, масса лесоматериалов за время их транспортировки может значительно увеличиться в течение даже одних суток при непосредственном контакте с водой (дождь, мокрый снег, град), так как лесоматериалы впитывают воду вследствие пористого строения древесины и увеличивают свою влажность. А следовательно и массу. Общие выводы:
Королев П.В., кандидат технических наук, доцент Иркутского национального исследовательского технического университета, член Правления Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области, tpwood@rambler.ru Библиографический список:
|
|||||
Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки
 
|