Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Сближение России с Китаем несет нашей стране не только экономические плюсы

На фоне большого числа предложений китайской стороны о создании в России новых производств важно понять, что китайский бизнес не столько инвестирует в российскую экономику, сколько выполняет требования своего правительства вынести из страны вредные производства. В том, что готовы строить нам китайцы и что мы на выходе получим?

Бизнес из Поднебесной не только активно пробивает себе дорогу на соседний Дальний Восток, но и стремится в европейскую часть нашей страны. Например, в Уральском федеральном округе работает 25 предприятий с китайским капиталом, приток прямых китайских инвестиций в тот же УрФО в прошлом году составил более 21 млн долларов. А поступление китайских капиталов в ДФО больше в два раза.
Однако есть масса примеров того, как с виду добросовестный китайский инвестор вместе с деньгами несет в ряд регионов и потенциальные экологические угрозы. Летом этого года Хэйлунцзянская компания «Лундун» заявила о намерении построить в Иркутской области и на Урале несколько предприятий по производству цемента. Подобными планами поделились с прессой и топ-менеджеры Щуанъянской компании по производству цементов «Новая эпоха». Предполагаемые инвестиции – до одного миллиона долларов.
«Китай активно строится, цемента нам нужно много, плюс строительная отрасль России не стоит на месте, – говорит российским журналистам директор «Новой эпохи» Лю Чэнцзе. – В недорогом цементе нуждаются все».
Вот только серьезнейшей экологической проблемой заводов по производству цементов является значительное пылевыделение. Около 20 % производимого цемента выбрасывается в трубу, и наряду с этим много пыли выделяется при дроблении, сушке и помоле сырья. Определенную сложность представляет очистка отходящих газов различных сушильных, обжиговых и стекловарочных печей от оксидов серы, азота, соединений фтора и других вредных компонентов.
Конкретные предложения от китайцев об инвестициях получила и администрация Хабаровского края. Здесь речь идет уже не о производстве цемента и не о пресловутой вырубке лесов, а о «высоких» и с виду безопасных технологиях. Дело в том, что для снижения катастрофических выбросов от углеводородных энергоносителей в Китае активно применяют солнечные панели. Их требуется все больше и больше, страна огромная, а опыт применения солнечных батарей признан вполне успешным. И китайские бизнесмены едут в Россию с инвестиционными предложениями о строительстве новых заводов по производству солнечных батарей.
«Мы готовы вложить в этот бизнес необходимые инвестиции и наладить производство конкурентоспособного высокотехнологичного продукта, – говорит директор Исследовательского института автоматизации Академии наук провинции Хэйлунцзян Чжан Юй. – Наш институт имеет более 100 патентов на проекты научно-технической сферы, мы хотим поработать с российскими коллегами в области индустриализации и информатизации».
Казалось бы, такие заманчивые проекты имеют одни только плюсы. В Россию идут новейшие технологии с Востока, в которых так нуждается страна из-за санкционных барьеров, выставленных на Западе. Китай гарантирует стабильный рынок сбыта. Безусловно, солнечные батареи заинтересуют и отечественных партнеров. Плюс красивый экологический имидж: долой углеводороды, да здравствует безвредная солнечная энергия. Но несмотря на внешнюю «экологичность», само производство фотоэлементов и панелей является химически грязным и включает в себя использование некоторых токсичных газов, взрывоопасных летучих веществ, коррозийных жидкостей и подозрительных канцерогенных – вызывающих рак – реагентов. Солнечные панели содержат такие металлы как свинец, медь, галлий и кадмий, синтетические материалы, их утилизация может навредить окружающей среде и здоровью людей.
Еще больше китайских предложений связано с нефтехимической отраслью. В Россию рвутся с совместными проектами крупнейшие промышленные корпорации Китая – Данцинская компания нефтяных технологий, Хэйлунцзянская инжиниринговая компания по нефтехимическому проектированию, Муданьцзянская научно-техническая компания. И это только лидеры, средних и малых китайских нефтехимических предприятий, заинтересованных в сотрудничестве с Россией, гораздо больше. В Челябинске на состоявшемся 12 июля инвестиционном форуме из 103 китайских участников 18 фирм из Поднебесной представляли именно нефтянку. Причина понятна: именно нефтяники получили предупреждение от главы правительства Китая Ли Кэцяна, когда в прошлом году в Пекине был объявлен «красный» уровень опасности из-за смога. Уровень загрязнения в некоторых районах китайской столицы составил тогда 265 микрограммов на кубический метр, а Всемирная организация здравоохранения считает безопасным для человека 25 микрограммов. В качестве одной из срочных мер по улучшению экологической ситуации власти Китая запланировали вынос за черту города промышленных предприятий, загрязняющих воздух мегаполисов.
Выполняя требование руководства страны, Цицикарская инвестиционная компания планирует перенести производство МДФ, ДСП и ДВП в Россию (Свердловская и Тюменская области) и расписывает перед этими регионами вполне конкретные планы по развитию. Китайцы привлекают на свою сторону российских мебельщиков, кровно заинтересованных в получении дешевых композиционных материалов на основе древесины. Но и здесь есть своя экологическая западня.
«При изготовлении ДСП и ДВП образовываются и выделяются в атмосферный воздух такие загрязняющие вещества, как формальдегид и фенол, – говорит эксперт-эколог Елизавета Васильева. – Эти вещества в определенном количестве содержатся в любых смолах и клеях, будь они отечественного или импортного производства. Формальдегид относится ко второму классу опасности, разовое предельно допустимое количество – 0,30 миллиграмм на метр кубический, среднесуточное – 0,12.
По мнению эксперта, китайцы легко построят МДФ-производство в России. Причина – заманчивые инвестиции и проблемы в российском экологическом законодательстве с его невнятной экологической экспертизой, которую легко можно обойти. Установленные в России экологические требования, с учетом которых планируется переводить китайские предприятия, крайне слабые и, как правило, не соблюдаемые на практике. «Тем более что в последнее время идет активный процесс деградации природоохранного законодательства в интересах бизнеса», – отмечает эксперт-эколог Васильева.
Китайцы предлагают России большое число именно экологически грязных проектов. Как рассказывает источник агентства, недавно одному из регионов России бизнес из Поднебесной предложил около сотни инвестиционных проектов. Из них более трети принадлежали к нефтехимической, строительной и деревообрабатывающей отрасли. То есть к тем сферам китайской экономики, которые должны по постановлению правительства покинуть территорию КНР.
Печальный пример того, как китайцы умеют «хозяйствовать» в российской глубинке и что остается после их работы, – это череда конфликтов местных властей с бизнесменами сельскохозяйственной сферы КНР. Еще пять-семь лет назад иностранные овощеводы добивались отличных результатов, но оставляя после себя в буквальном смысле выжженную и непригодную для дальнейших посевов землю. На земле не росли даже сорняки. После череды скандалов власти Новосибирской области (там на полях работало порядка двух тысяч китайцев), Челябинской (1500 фермеров) и Омской области (тысяча трудяг из Поднебесной) предъявили заезжим фермерам довольно жесткие требования, обуздавшие аппетиты сельскохозяйственных «инвесторов» из Китая.


Просмотры: сегодня:1, всего:241

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки