Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
О развитии ситуации с санрубками в Прибайкальском заказнике

Гринпис России получил ответ из Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу на свое обращение в связи с сомнительными санитарными рубками, назначенными в Прибайкальском государственном природном заказнике в Республике Бурятия, в границах объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО "Озеро Байкал". Подробнее об этих санитарных рубках и об обращении Гринпис можно прочитать здесь:

Новые угрозы байкальским лесам и Всемирному наследию ЮНЕСКО: сверхзвуковой лесопатолог Пономарев и биологически необъяснимое санитарное состояние лесов

Департамент, пока по итогам проверки документов, подтвердил ряд нарушений, связанных с этими рубками - в частности, допущенных при отводе и таксации лесосек. Очевидно, что по основным признакам нарушений, указанным в обращении Гринпис (проведению лесопатологических обследований по более чем сорока разрозненным и труднодоступным участкам большой площади одним специалистом в один день - что прямо указано в актах ЛПО, и биологически невозможному распределению деревьев по категориям состояния), потребуются дополнительные проверки и экспертизы.

Департамент сообщает, что фактически рубки пока не проводились, что соответствующее итогам предварительной проверки предписание было направлено в Республиканское агентство лесного хозяйства, что об этом предписании проинформировано Правительство Республики Бурятия, и что материалы по нарушениям будут направлены в органы прокуратуры. Полный ответ приводится в конце этого сообщения.

В ряде региональных СМИ появились материалы, комментирующие обращение Гринпис в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу в связи с этими рубками, и ранее размещенное на Лесном форуме Гринпис сообщение о них (см. ссылку выше). Основная мысль этих сообщений состоит в том, что лес, который отведен в санитарные рубки - сгорел и полностью погиб, или поврежден огнем в такой степени, что оставшаяся живой часть деревьев непременно погибнет в ближайшие годы; а на мертвой древесине размножаются вредители, которые могут погубить и остальные леса. 

В связи с этим отметим следующее. Во-первых, нельзя отводить в рубку девятьсот с лишним гектаров леса в заказнике и на территории объекта Всемирного наследия на основании недостоверных результатов лесопатологического обследования - а в обращении Гринпис приводятся признаки именно недостоверности этих результатов. Во-вторых, даже в самих актах лесопатологического обследования по наиболее крупным санрубкам не говорится о полной гибели лесов от пожара - так что масштабы бедствия в публикациях сторонников санрубок явно преувеличиваются. В-третьих, в ответе Департамента лесного хозяйства по СФО говорится, что "устанровлено ... по части лесопатологических выделов по актам ЛПО несоответствие фактического местоположения выделов указанных в абрисе по назначаемым мероприятиям" (что означает - местами в рубку могли быть назначены не совсем те леса, которые погибли или были сильно повреждены). В-четвертых, при нынешних масштабах гибели лесов от пожаров в Байкальском регионе санрубками вряд ли можно существенно ограничить масштабы размножения стволовых вредителей - но это проблема несравнимо меньшего масштаба, чем сами пожары. И сами санрубки со всей своей инфраструктурой могут спровоцировать не меньшие масштабы распада и усыхания лесов, чем размножение на гарях вторичных стволовых вредителей. В-пятых, санрубки сказываются на состоянии не только конкретных насаждениях и их ближайших окрестностях, но и на всем природном комплексе Прибайкальского заказника и Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. В частности, обширная сеть лесовозных дорог делает леса более доступными, что, как правило, ведет к значительному росту количества лесных пожаров; дорожное строительство и применение тяжелой техники на самих рубках неизбежно увеличивает интенсивность водной эрозии, смыва почвы в ручьи и реки, и в конечном итоге в сам Байкал. 

С учетом всего этого, проведение санитарных рубок на площади более чем в девятьсот гектаров в Прибайкальском заказнике на основании тех актов лесопатологического обследования, которые были размещены на сайте Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия, никак нельзя считать оправданным и допустимым. Чтобы избежать крайне неблагоприятных последствий этих рубок для лесов заказника и в целом для Байкальской природной территории, необходима очень тщательная проверка их назнчения и отвода. А чтобы избежать подобных случаев в будущем - в случае, если недостоверность указанных в актах ЛПО сведений подтвердится, виновные лица должны быть выявлены и привлечены к установленной действующим законодательством ответственности.


Просмотры: сегодня:1, всего:199

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки