Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Как не исполняется поручение пятилетней давности по лесам на землях сельхозназначения

1 сентября 2013 года Президентом РФ было дано поручение Правительству Пр-2039, п.1.б: обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда. Это очень важное поручение: одной только бывшей пашни, давно не используемой и постепенно зарастающей лесом, в нашей стране около сорока миллионов гектаров, и еще много десятков миллионов гектаров иных неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Основную часть этих земель вернуть в сельскохозяйственный оборот в принципе невозможно: в тех районах, где они расположены, просто не осталось людей, которые могли бы их обрабатывать. Кроме того, большинство этих земель приходится на далеко не самые благоприятные для сельского хозяйства районы страны по климатическим условиям, многие земли исходно были не очень продуктивными или деградировали в результате многих десятилетий бесхозяйственного использования. Но для леса эти земли еще вполне подходят - причем в большинстве случаев не просто для существования леса, но и для ведения полноценного продуктивного лесного хозяйства, которое гораздо менее требовательно к климатическим и почвенным условиям, и требует меньших трудовых ресурсов в пересчете на единицу площади, чем сельское хозяйство.

Фактически выполнение президентского поручения Пр-2039, п.1.б от 1 сентября 2013 года позволило бы превратить беду всероссийского масштаба - уже произошедшую безвозвратную потерю многих десятков миллионов гектаров бывших сельскохозяйственных земель - в надежду всероссийского масштаба, связанную с развитием полноценного лесного хозяйства на самых подходящих для этого землях, в самых подходящих для этого районах страны. Исторически под сельское хозяйство расчищались и осваивались прежде всего самые богатые земли, удобно расположенные относительно дорог и поселений, в районах с высокой плотностью населения. Даже худшие из этих земель, которые впоследствии были заброшены в силу различных социально-экономических причин, как правило, до сих пор более подходят для любых видов растениеводства, чем земли, которые давно заняты лесом и официально считаются землями лесного фонда. Рациональное использование безнадежно заброшенных сельхозземель для лесного хозяйства позволило бы в среднесрочной перспективе (через несколько десятилетий) выращивать на них значительно большие объемы древесины, чем те, которые заготавливаются сейчас во всех лесах нашей страны. А это не только дало бы экономическую основу для существования многих ныне умирающих деревень и поселков, но и позволило бы существенно снизить нагрузку на сохранившиеся леса высокой природоохранной ценности - малонарушенные лесные территории, существующие и планируемые особо охраняемые природные территории, и многие другие. Кроме того, облесение брошенных и деградировавших земель в малолесной зоне благоприятно повлияло бы на климат этой зоны, на водность рек, на защиту почв от водной и ветровой эрозии, позволило бы существенно сократить нетто-выбросы парниковых газов в атмосферу.

Несмотря на исключительную важность и очевидную полезность этого президентского поручения, и на то, что срок его исполнения (1 января 2014 года) давно истек - оно до сих пор остается невыполненным. В этом нет чего-то исключительного или даже необычного: большинство президентских поручений, касающихся природопользования и охраны окружающей среды, правительством не выполняется или выполняется формально, так, что по сути ничего в лучшую сторону не меняется. Но невыполнение конкретно этого поручения трудно не заметить, поскольку количество проблем, связанных с отсутствием ясного правового статуса у "неофициальных" (не вписывающихся в рамки нынешнего лесного законодательства) лесов, постоянно растет. К числу таких проблем относятся, например, массовые пожары в неучтенных лесах, массовые несанкционированные рубки и связанные с ними конфликты между лесозаготовителями и местным населением, расчистка ценных для людей неофициальных лесов под разнообразную застройку, деградация когда-то создававшихся с огромными усилиями защитных лесополос и противоэрозионных насаждений, и т.д. Видимо, в связи с ростом этих проблем и с грядущим пятилетним юбилеем президентского поручения, Минприроды России подготовило проект соответствующего федерального закона - как указывается в пояснительной записке к нему, "в соответствии с абзацем 3 пункта 1«б» перечня поручений Президента Российской Федерации от 01.09.2013 № Пр-2039".

Проект, подготовленный Минприроды, прямо противоречит поручению Президента РФ. В поручении говорится об изменениях, определяющих статус лесов на землях сельхозназначения и иных, не относящихся к землям лесного фонда. А проект Минприроды предполагает новую формулировку статьи 6 Лесного кодекса, из которой однозначно следует, что на землях сельскохозяйственного назначения и на землях запаса никаких лесов располагаться не может!

По всей видимости, объясняется это тем, что отсутствие ясного правового статуса у лесов на землях сельскохозяйственного назначения и запаса является очень мощным коррупциогенным фактором, позволяющим жестоко "кошмарить" огромное количество мелких землепользователей, сельскохозяйственных предприятий, органов местного самоуправления. По действующему законодательству, если земли, числящаяся пашней, на 15% заняты лесом или кустарниками, а иные сельхозугодья - на 30%, они считаются неиспользуемыми для сельского хозяйства. Статья 8.8 КоАП РФ предусматривает за это штрафы для юридических лиц в размере от двухсот тысяч до полумиллиона рублей, а статья 6 федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" позволяет принудительно изымать такие земельные участки (целиком и без всякой компенсации). Творческое использование неясностей в законодательстве позволяет налагать штрафы и даже изымать земельные участки и при меньших площадях, занятых лесами и кустарниками. Фактически из-за этих норм законодательства большинство собственников и пользователей сельхозземель в Нечерноземье, и большинство небогатых сельхозпроизводителей, находится как бы на крючке у Россельхознадзора и Минсельхоза - и эти федеральные ведомства, очевидно, не хотят терять такой удобный механизм воздействия на подведомственных им хозяйственников. А Минприроды, очевидно, просто ничего не может поделать с позицией более сильного и весомого министерства, и не хочет с ним ссориться.

Если предлагаемый Минприроды законопроект будет принят - это приведет к катастрофическим последствиям для российских лесов, и в обозримом будущем станет одним из главных препятствий для развития в нашей стране интенсивного лесного хозяйства. Леса на землях сельхозназначения - это, как правило, леса, наиболее близкие к людям, наиболее продуктивные, наиболее подходящие для интенсивного лесовыращивания. Закон, прямо предусматривающий отсутствие у этих лесов какого бы то ни было правового статуса (буквально - отсутствие правовой возможности расположения лесов на землях сельскохозяйственного назначения и запаса), приведет к тому, что сельхозпроизводителей и, иногда, органы местного самоуправления будут еще сильнее "кошмарить" за существование этих лесов, что эти леса невозможно будет законным образом охранять от пожаров и тушить, выращивать и использовать для заготовки древесины, и т.д. Любые попытки их собственников и пользователей что-либо с ними сделать будут запускать ту или иную коррупционную схему, поскольку ни сохранять и выращивать эти леса полностью законно будет нельзя ("нецелевое использование земель"), ни рубить и расчищать ("незаконная рубка" - нельзя законно рубить то, чего юридически нет). Минсельхоз предполагает, что расчищать земли сельхозназначения от таких лесов можно и нужно "в рамках проектов по культуртехнической мелиорации" - но это совершенно бессмысленно делать там, где земля не используется в силу непреодолимых социально-экономических причин, и это однозначно вредно с точки зрения сохранения благоприятной окружающей среды и возможностей для развития лесного хозяйства. Скорее всего, большинство собственников, чтобы избежать драконовских штрафов и изъятия земельных участков, прибегнет к старому варварскому способу очистки их от "неофициального" леса - выжиганию; и будут эти леса гореть каждую весну по всей России, а с них пожары неизбежно будут переходить и на земли лесного фонда, и на особо охраняемые природные территории, и на торфяники, и на населенные пункты. Это и так происходит повсеместно в больших масштабах - а будет происходить, в случае принятия закона, в очень больших и даже катастрофических.

Что с этим можно сделать?

Прежде всего, необходимо в срок до 3 августа 2018 года оставить на специализированном сайте REGULATION свои замечания к проекту (см. ссылку выше). Даже если само по себе это не сильно поможет *Минприроды обычно просто игнорирует большинство критических замечаний, оставляемых на этом сайте) - это необходимо для дальнейшего противодействия принятию этого проекта. Даже если замечания будут однотипными, важно, чтобы их было много - чем больше, тем лучше. 

Чтобы оставить замечания, на сайте нужно зарегистрироваться. Зарегистрировавшись, нужно открыть на странице проекта раздел "Ваши предложения", а в нем - нажать на кнопку "добавить" (справа) в строке "Оставьте свое мнение и/или прикрепите файл с предложениями" (или, по вашему усмотрению, на аналогичную кнопку в любой иной подходящей строке). Откроется специальное окно, в котором в разделе "ответ" можно будет оставить свои замечания. Например, такие:

"Предлагаемый проект федерального закона противоречит абзацу 3 пункта 1б перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2013 года № Пр-2039. В поручении прямо и однозначно говорится о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда. Предлагаемый законопроект однозначно исключает земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса из числа категорий земель, на которых могут располагаться леса, что прямо противоречит поручению Президента и по сути, и по форме.

Принятие такого закона фактически исключит возможность выращивания лесов и ведения лесного хозяйства на деградированных и (или) выбывших из сельскохозяйственного производства по социально-экономическим причинам землях, что лишит многие сельские районы страны одного из наиболее перспективных путей развития. Кроме того, принятие такого закона вынудит многих собственников и пользователей земельных участков прибегать к самым простым способом очистки их от древесно-кустарниковой растительности - в первую очередь к выжиганию, что неизбежно катастрофически отразится на общем уровне пожарной безопасности в стране. В результате могут погибнуть в том числе наиболее важные в средообразующем отношении леса малолесной зоны - в истоках рек, в водоохранных, зеленых, лесопарковых зонах, а также защитные лесополосы и тому подобные насаждения.

Проект закона не содержит полезных положений, способных улучшить положение лесов и лесного хозяйства, и потому должен быть признан непригодным целиком.
"

После заполнения окна "ответ" надо нажать на кнопку "сохранить", и ваше замечание сохранится - разработчики проекта будут обязаны как-то на него отреагировать.

После завершения публичного обсуждения, если Минприроды само не откажется от дальнейшего продвижения этого проекта, необходимо будет организовать широкую кампанию за его отмену или за приведение его в соответствие с президентским поручением - Гринпис этим обязательно займется, информация об этом будет размещена в том числе на Лесном форуме.


Просмотры: сегодня:1, всего:263

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки