Омские власти нашли китайского инвестора и иркутского посредника-организатора для строительства крупного деревообрабатывающего предприятия в Тарском районе Омской области. Предполагается, что предприятие будет перерабатывать 650 тысяч кубометров березы в год, производить из нее до 350 тысяч кубометров мебельного щита, и что объем инвестиций составит около полутора миллиардов рублей. Текст сообщения, размещенного на сайте Правительства Омской области, приводится внизу (ссылка).
Безусловно, инвестиции в лесной сектор России нужны, и строить новые перерабатывающие предприятия лесного сектора необходимо - без этого не будет ни новых рабочих мест, ни доходов для развития лесной отрасли и конкретных лесных регионов. Но инвестиции нужны умные: чтобы они не поддерживали существующую экстенсивную (бесхозяйственную) модель лесопользования, ведущую к прогрессирующему опустошению российских лесов, а способствовали развитию полноценного лесного хозяйства; чтобы они вели не к росту конфликтов между местным населением и пришлыми лесопользователями, а создавали максимум преимуществ именно для местного населения.
В данном конкретном случае, насколько можно судить по косвенным признакам, о таких умных инвестициях речи не идет. Основным инвестором тут, очевидно, является именно китайская компания. А китайский бизнес чрезвычайно прагматичен, и от него трудно ожидать, что он будет вкладывать сколько-нибудь значимые сили и средства в правильное лесное хозяйство сверх того, что в явном виде требует наше законодательство. Наше законодательство, в частности - Лесной кодекс РФ 2006 года и вся система основанных на нем нормативных правовых актов, качественного лесного хозяйства не требует, и даже наоборот - в значительной степени его развитию препятствует. Китайский прагматизм в сочетании с безумием российского лесного законодательства, а также жадностью и непрофессионализмом отвечающих за его реализацию чиновников (от этого печального факта нам никуда не деться), практически с гарантией будет означать сохранение именно экстенсивной, бесхозяйственой, системы лесопользования. При более разумном законодательстве, более высоких профессионализме и ответственности чиновников тот же самый китайский прагматизм может двавть весьма впечатляющие положительные результаты, в том числе в области лесного хозяйства (что мы видим на примере самого Китая) - но пока такого лесного законодательства и таких чиновников у нас нет, или почти нет.
Кроме того, вызывает большие вопросы то, что "окончательное решение" было принято без серьезного предварительного изучения лесных ресурсов региона. Крупное деревообрабатывающее предприятие, к тому же чувствительное к качеству древесного сырья (если речь действительно идет о производстве мебельного щита), не может существовать без обширной и качественной лесосырьевой базы. В нашей стране, за редкими исключениями, надежной информации о состоянии лесных ресурсов нет: лесоустройство устарело в среднем больше чем на два десятилетия, а попытка создать систему государственной инвентаризации лесов окончательно провалилась из-за допущенных десятилетие назад методических ошибок. Государственный лесной реестр в реальности представляет собой не более чем информационный компост - и если инвестор принимает "окончательное решение" на основе информации такого качества, то серьезность его намерений вызывает очень большие вопросы.
В общем, пока идея выглядит не особенно перспективной в отношении грамотного и рационального лесопользования - но вполне опасной с точки зрения возможного истощения лесов и роста социальных конфликтов.