Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Почему лесная часть нацпроекта "Экология" никак не поможет российским лесам и лесному хозяйству

В настоящее время Правительство России и Минприроды России заканчивают разработку так называемого "национального проекта Экология" - шестилетнего (2019-2024 гг.) проекта общей стоимостью около четырех триллионов рублей, объединяющего разнообразные действия государства, прямо или косвенно связанные с охраной окружающей среды. Предполагается, что в состав национального проекта войдет больше десятка федеральных проектов - "Чистая страна", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", "Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности", "Чистый воздух", "Чистая вода", "Оздоровление Волги", "Сохранение озера Байкал", "Сохранение уникальных водных объектов", "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", "Сохранение лесов" и "Внедрение наилучших доступных технологий" (возможно, это не окончательный список). К лесам и лесному хозяйству прямо относится один из этих проектов - "Сохранение лесов".

Пока предполагается, что главным куратором национального проекта "Экология" в Правительстве РФ будет вице-премьер А.В.Гордеев, руководителем проекта - министр Д.Н.Кобылкин, руководителем федерального проекта "Сохранение лесов" - замминистра - руководитель Рослесхоза И.В.Валентик. В конце данного сообщения приводятся основные части национального проекта "Экология" (в нынешней редакции - пока не окончательной), относящиеся к федеральному проекту "Сохранение лесов". Ожидается, что эта редакция будет в числе прочего обсуждаться на парламентских слушаниях по проблемам леса 14 сентября 2018 года.

К сожалению, уже сейчас понятно, что лесная часть национального проекта "Экология" (федеральный проект "Сохранение лесов") никак не поможет российским лесам и лесному хозяйству - в результате выполнения этого проекта ситуация с лесами или останется прежней, такой как сейчас, или станет хуже. Об этом можно говорить с полной уверенностью по следующим основным причинам.

Во-первых, в финансовом отношении лесная часть национального проекта "Экология" относительно невелика. За все шесть лет на ее реализацию предполагается выделить из федерального бюджета всего около 41 млрд. руб., а в 2019 году - 6,9 млрд. руб.. Для сравнения, согласно федеральному закону "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в действующей редакции, на лесное хозяйство из федерального бюджета в 2018 году должно быть выделено 33,3 млрд. руб., а в 2019 - 33,7 млрд. руб. Даже если все федеральные деньги, которые предполагается потратить на лесную часть нацпроекта "Экология", будут выделены сверх нынешнего уровня финансирования лесного хозяйства - это будет не очень большое увеличение (примерно на 20%). И эта не очень большая добавка будет быстро съедена инфляцией и неизбежным для национального проекта ростом административных расходов.

Во-вторых, первая главная лесная цель нацпроекта "Экология" - увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений с 62,3% в 2018 году до 100% в 2024 году - не имеет практически никакого отношения к эффективному воспроизводству лесов после рубок и пожаров. По действующему лесному законодательству даже простое забрасывание вырубленных площадей на произвол судьбы, если все бумажки оформлены правильно, представляет собой лесовосстановление ("естественное лесовосстановление вследствие природных процессов" - п. 12 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29 июня 2016 года № 375). Более того: Правила лесовосстановления регулируют, а созданная недавно система государственного мониторинга воспроизводства лесов оценивает, не конечные результаты воспроизводства (формирование к концу периода уходов за молодняками оптимальных по составу и густоте лесных насаждений), а лишь промежуточные - характеристики этих насаждений ко времени совершения административного ритуала отнесения к землям, занятым лесными насаждениями (перевода в лесопокрытую площадь). Период ухода за молодняками в большинстве случаев заканчивается в двадцать лет, а административный ритуал отнесения этих молодняков к землям, занятым лесными насаждениями, в большинстве случаев совершается в 8-10 лет - таким образом, наше лесное законодательство ориентируется на выполнение и оценку лишь начальных стадий воспроизводства ценных лесных насаждений, и в основном игнорирует завершающие стадии, самые важные с точки зрения достижения результата. Из-за этого лесовосстановление в подавляющем большинстве случаев оказывается совершенно неэффективным, особенно в таежной зоне - и пока это не изменится, увеличение площадей "лесовосстановления" не будет вести к значительному увеличению площадей вырастающих в результате ценных лесов.

В-третьих, вторая главная цель нацпроекта "Экология" - сокращение ущерба от лесных пожаров с 32,3 млрд. руб. в 2018 году до 12,5 млрд. руб. в 2024 году - тоже не имеет никакого отношения к реальности. Дело в том, что в нашей стране сейчас нет ни адекватной, единообразно всеми понимаемой и применяемой, методики оценки ущерба от лесных пожаров, ни достоверных первичных данных для его расчета. Старая Инструкция по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утвержденная приказом Рослесхоза от 3 апреля 1998 года № 53, в лучшем случае действует условно; постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в явном виде применима только к пожарам, возникшим в результате нарушений лесного законодательства. В любом случае, для расчета ущерба в первую очередь нужны достоверные данные о погибших насаждениях - а их в масштабах страны нет. Ущерб, который указывается в нацпроекте, не имеет к реальности совсем никакого отношения - соответственно, его можно произвольным образом, чисто бумажными методами, как угодно уменьшать или увеличивать, и это никак не будет связано с реальными масштабами лесных пожаров и связанными с ними потерями лесов. 

Примерно такое же отношение к реальности имеют и чуть более детальные задачи и результаты, прописанные в лесной части нацпроекта "Экология" - федеральном проекте "Сохранение лесов". 

Но нацпроект может не просто не помочь лесам и лесному хозяйству, но и навредить. Вовлеченным в его реализацию чиновникам, безусловно, придется делать вид, что проект идет успешно и приводит к значимым результатам в области сохранения лесов. Поскольку добиться сколько-нибудь масштабных практических результатов - не на бумаге, а в реальном лесу - в рамках такого проекта будет невозможно, для демонстрации успехов отраслевому руководству придется все больше врать и лукавить: скрывать масштабы лесных пожаров и причиняемого ими ущерба, выдавать изношенную лесопожарную технику за готовую к работе, создавать видимость успешного лесовосстановления при очень скромных или даже отсутствующих реальных его результатах, и т.д. А эта ложная и лукавая информация будет приводить, как это обычно и бывало в нашей лесной истории, к принятию совершенно неадекватных законов, нормативных правовых актов и разнообразных управленческих решений.


Просмотры: сегодня:1, всего:252

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки