6 сентября на заседании Общественного совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства был рассмотрен вопрос о новых подходах к формированию размера платы за использование лесов. С первым докладом по этому вопросу выступили А.А.Мартынюк - член Общественного совета, директор подведомственного Рослесхозу ФБУ ВНИИЛМ, и П.Т.Воронков - заведующий отделом экономики лесного хозяйства ФБУ ВНИИЛМ; со вторым - А.В.Чуев - начальник управления долгосрочного планирования и прогнозирования в лесном хозяйстве. Судя по слайдам к выступлениям, докладчики придерживаются примерно одного подхода к формированию платы за использование лесов (который они называют "рентным"), но со своими особенностями. Основные слайды к выступлениям Мартынюка, Воронкова и Чуева приводятся в конце этого сообщения.
Суть подхода, насколько о нем можно судить по презентациям к выступлению, в том, что ставки платы определяются для конкретных сортиментов (а не просто для крупной, средней, мелкой и дровяной древесины, как сейчас), исходя из рыночной цены этих сортиментов в пунктах сбыта, затрат на их заготовку и вывозку, и нормы прибыли лесопользователя (в приводимом примере эта норма прибыли определена в 25%). Начальная ставка арендной платы определяется как произведение ставок за конкретные сортименты и объемов заготовки этих сортиментов, за вычетом расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов (в приведенном примере величина этих расходов составляет 198 рублей на кубометр заготавливаемой древесины).
Теоретически, конечно, такой подход логичен и имеет право на существование. Более того: насколько сейчас об этом можно судить, на нем в какой-то мере основывались все старые российские системы платежей за заготовку древесины в государственных лесах - от Положения о попенных деньгах за вырубку бревен из казенных лесов 1799 года до советских Такс на древесину основных лесообразующих пород, отпускаемых на корню (прейскуранта № 07-01).
Но, как всегда, "дьявол кроется в деталях". Во-первых, наше государство просто не располагает достоверными данными о своих лесах, достаточными для таких расчетов. Средняя по стране давность материалов лесоустройства составляет около 23 лет, а средняя давность материалов последнего качественного лесоустройства - далеко за тридцать, если не за сорок. Создать систему государственной инвентаризации лесов не удалось из-за допущенных на ранних этапах работы методических ошибок, и уже явно не получится в ближайшие годы. Государственный лесной реестр, как бы обновляемый и поддерживаемый, по сути представляет лишь информационный компост из лесохозяйственной информации разного, чаще всего преклонного, возраста. Теоретически можно было бы использовать данные материально-денежной оценки лесосек - но государство само в течение многих лет приучало лесопользователей ориентироваться не на фактическую сторону дела, а на соответствие разных бумажек друг другу (т.е. на "липу", в том числе в МДОЛ). Так что надежных исходных данных для расчета ставок, привязанных к сортиментной и товарной структуре заготавливаемой древесины, у нашего государства нет и в обозримом будущем (как минимум, в ближайшее десятилетие) не предвидится.
Во-вторых, нет у государства и надежных данных для расчетов затрат на заготовку и транспортировку древесины. И на то, и на другое влияет великое множество разных факторов - от несущей способности почв, сезона заготови и погодных условий, до того, кому принадлежит дорожная сеть, на ком лежит забота о ее состоянии, и на каких условиях она используется. Теоретически, конечно, все это можно изучить и посчитать - но для этого потребуется такое количество специалистов и такие вычислительные мощности, каких у государства нет (и стоимость которых явно выйдет далеко за пределы того увеличения платы за лесопользования, которого в результате государство сможет добиться).
И, наконец, расходы на охрану, защиту и воспроизводство лесов, то есть на лесное хозяйство. Их можно было бы определить на основе опыта и сложившейся практики - но нет у нас, особенно в таежной зоне, такого опыта и такой практики. Нормального лесного хозяйства, способного обеспечить воспроизводство хозяйственно ценных лесных насаждений за оборот рубки, надежную охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней, нет ни в одном таежном регионе нашей страны. Есть отдельные, крайне немногочисленные, очаги или даже элементы правильного лесного хозяйства, среди моря имитации и показухи. Поэтому расчеты стоимости лесного хозяйства - расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов - для большинства лесных районов, лесорастительных условий и конкретных арендаторов - будут в значительной мере умозрительными, не подкрепленными опытом и практикой.
С учетом этих и некоторых других факторов неопределенности, "рента", рассчитанная в рамках предложенного подхода, будет такой же условной, как и нынешние минимальные ставки платы за древесину, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310. Полученные новые ("рентные") ставки все равно придется подгонять к реальности экспериментальным путем - увеличивать по мере роста аппетитов государства, или уменьшать по мере вымирания лесопользователей. По сути по сравнению с нынешней ситуацией мало что изменится - разве что отраслевой бумагооборот значительно вырастет, поскольку для расчета "ренты" понадобится колоссальное количество новых данных, хоть бы и недостоверных.