Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Число мебельных предприятий удвоилось, экспорт — вырос: чем сегодня живет отрасль

Модернизации деревообработки в свое время много внимания уделил Президент. Шла она не всегда гладко, но главная цель  достигнута: в итоге обновленные предприятия становятся на крыло, наращивая производ-ство. Более того, их развитие служит хорошим толчком для других отраслей. Например, мебельной. Как сейчас развивается эта сфера, узнавала корреспондент «Р».

Модернизация деревообработки, пришедшаяся не на самое простое время, дает свои результаты. Растет не только потребление древесины внутри страны, но и эффект от ее переработки. Например, производство древесно-стружечных плит в десяток с лишним раз прибыльнее продажи просто техсырья лиственных пород. Плиты ДСП, ДВП, МДФ, в свою очередь, служат хорошим подспорьем в том числе для выпуска мебели. Неудивительно, что буквально за два последних года количество предприятий разного калибра, занимающихся спальнями, кухнями, гостиными и их отдельными составляющими, выросло практически вдвое. А именно с шести сотен почти до 1,1 тысячи. И это без учета индивидуальных предпринимателей и совсем крохотных компаний со штатом 2—3 человека. 
Мал, да удал
Зампредседателя концерна «Беллесбумпром» Михаил Касько не скрывает: в общем объеме экспорта на долю почти двух десятков мебельных предприятий концерна приходится только четверть пирога. Все остальное — за частным бизнесом. В прошлом году все предприятия страны суммарно произвели мебели более чем на миллиард рублей. Еще пять лет назад эта сумма была на треть меньше. И свыше двух третей продукции сейчас стабильно уходит за границу. Предприятия концерна в 2017-м заработали на экспорте почти 112 млн долларов, остальные мебельщики — 318 млн долларов. В этом году, судя по всему, рекорды будут побиты. 

Что любопытно: поставки за рубеж втрое превышают импорт мебели. При этом основной рынок сбыта по-прежнему Россия, куда отправляется 65 процентов продукции. На долю Польши приходится меньше десяти процентов, Казахстана — чуть больше семи. Схожая структура поставок и у предприятий «Беллесбумпрома». Впрочем, в последнее время наши производители все активнее находят новые направления и закрепляются на перспективных рынках сбыта дальнего зарубежья. Так, за семь месяцев этого года объемы экспорта мебели в дальнее зарубежье выросли на 90 процентов, почти до двух десятков миллионов долларов. Пробные отгрузки пошли в Испанию, Сербию, Канаду и США. В самом концерне поясняют: 

— Выйти на новые рынки можно только с той продукцией, которая там популярна, пользуется спросом и конкурентоспособна по соотношению цена — качество. 
Ищите местных друзей
Как результат — в нынешнем году в полтора раза выросли отгрузки мебели в Польшу, почти вдвое — в Литву и Францию, в девять раз — в Венгрию, в шесть — в Германию. Суммы пока не самые большие, но важна динамика. Тем более что ФРГ в экспортном портфеле предприятий концерна расположилась на четвертом месте. Потому советы консультанта Всеобщего союза германской торговли продукцией деревообработки Клауса Геке наверняка будут кстати:

— Рынок Евросоюза занимает чуть больше половины всего мирового рынка мебели. На нем работают 123 000 компаний, оборот большей части из которых не более миллиона евро. В Германии годовой оборот мебельной индустрии превышает 20 млрд евро, в Италии — 19 млрд, в Великобритании — около 8 млрд. Что примечательно: мы видим, что Польша практически вышла в лидеры по объемам поставок мебели на немецкий рынок, заработав за год 3,27 млрд евро. Чуть-чуть больше импорт из Китая. Для мебельщиков Беларуси пример поляков — повод подумать, как получить свой кусок пирога. 

Если не в Германии, то в других странах Евросоюза. Например, больше всего тратят денег австрийцы — на каждого жителя выходит шестьсот евро в год. Но, по словам эксперта, там развито ремесленное производство. Так что стоит вопрос, нужно ли ввязываться в конкуренцию. Не скупятся на обновки и скандинавы, но для них важно высокое качество отделки. Как, впрочем, для французов и итальянцев. Немцы, которые тратят 460 евро на человека, обращают внимание больше на функциональность. В тренде кухонная мебель: благодаря различным кулинарным передачам там модно готовить дома и иметь много пространства и возможностей для маневра. Потому неудивительно, что средний кухонный гарнитур стоит более шести тысяч евро. 

— Мы говорим, что в Германии самая дорогая кухонная мебель и самая невкусная еда, которая готовится на этих кухнях, — иронично замечает Клаус Геке.

В то же время выходить на немецкий рынок под собственным брендом иностранным компаниям-новичкам эксперт не советует. По его мнению, шансы на успех близки к нулю. Ведь тамошние покупатели отдают предпочтение известным торговым маркам. Раскрутка собственного бренда отнимает много времени и денег. Как вариант — пойти на производственный аутсорсинг, выпускать мебель или комплектующие для уже известных производителей. Довольно выгодно сотрудничать с крупными торговыми сетями. 

Кстати, еще одно любопытное замечание, на этот раз от Михаила Касько. Сейчас концерн ищет выход на мировые сети, работающие с мебелью по каталогам. Правда, сперва предприятиям предстоит пройти строгий аудит.

Михаил КАСЬКО, заместитель председателя концерна «Беллесбумпром»:

— Сегодня рентабельность производств ДСП превышает 20 процентов. В целом предприятия работают нормально. Растут объемы производства, конъюнктура складывается так, что прибавляют и цены. Это дало возможность работать существенно лучше, чем три года назад. В 2013—2014 годах было за счастье продать сырую плиту ДСП за 80—85 евро за куб, сегодня цена — 150—160 евро за куб. Стоимость увеличилась, однако еще не дошла до уровня предкризисных 2012—2013 годов. Но мы видим постепенное восстановление. 

ФАКТ

Объем производства мебели только в январе—июле  уже приблизился к 700 млн рублей. 

В первом полугодии в стране выпущено 95,2 млн условных квадратных метров ДВП, 1,36 млн условных кубометров ДСП и 151,3 тысячи кубометров фанеры. 


Просмотры: сегодня:1, всего:215

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки