Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Чем позиция областных депутатов грозит лесам и лесному комплексу Архангельской области

Зачем такие публичные жалобы нужны депутатам, и в частности - самому господину Дятлову, вполне понятно. Лесной комплекс Архангельской области находится в глубоком кризисе, главным образом в связи с катастрофическим истощением экономически доступных хвойных лесов. Критическая нехватка крупной хвойной древесины в освоенных эксплуатационных лесах вынуждает лесопользователей рубить или наиболее ценные остатки дикой тайги, в том числе в границах официально проектируемых особо охраняемых природных территорий, или леса в ближайших окрестностях поселений. И то, и другое ведет к серьезным конфликтам: первое - преимущественно с природоохранными организациями, второе - преимущественно с местным населением. К региональным лесным властям в связи с лесным беспорядком возникает все больше и больше вопросов, в том числе у обычных жителей региона, раньше не обращавших на их работу особого внимания. В такой ситуации депутатам жизненно необходимы враги лесного комплекса, с которыми можно было бы самозабвенно бороться в течение многих лет - например, Гринпис и WWF.

Но лесам и даже самому лесному комплексу Архангельской области, который депутат Дятлов вроде как защищает, такая позиция может очень сильно навредить.

С лесами все просто и понятно: нынешняя экстенсивная (бесхозяйственная) модель лесопользования, при которой лес используется просто как природное месторождение древесины, ведет к прогрессирующему его истощению, снижению ценности леса как ресурса для социально-экономического развития региона, утрате ценных природных комплексов и объектов. Об этом столько уже написано, что нет смысла повторяться. Пока депутаты, вместо того, чтобы заниматься качественным лесным законотворчеством, ищут врагов и борются с ними - лесопользование остается по-прежнему бесхозяйственным и разорительным для лесов.

Но и лесному комплексу, в том числе крупным перерабатывающим предприятиям, такая депутатская позиция может принести множество бед. Крупнейшие предприятия архангельского лесного комплекса не только принадлежат преимущественно иностранным собственникам, но и поставляют свою продукцию главным образом на зарубежные рынки. Как бы они ни пытались переориентироваться на экологически нечувствительные страны (например, Китай) - чувствительные к вопросам охраны природы и качества управления лесами страны и регионы (в первую очередь европейские) остаются критически значимыми для их экономического благополучия и жизнеспособности. Главным ключом к этим экологически чувствительным рынкам является добровольная лесная сертификация по системе FSC - она, конечно, отнюдь не обеспечивает экологически приемлемого, социально выгодного и экономически жизнеспособного управления лесами, но хотя бы создает его видимость для потребителей лесной продукции.

Острые конфликты, связанные с FSC, привлекают все больше и больше внимания к тому, что эта система не обеспечивает качественное управление лесами, а лишь изображает его на бумаге. Самый острый такой конфликт на протяжении уже многих лет связан в Архангельской области с созданием регионального заказника в Двинско-Пинежском междуречье. Это особенно ценная в природном отношении территория, которая очень быстро сокращается в результате рубок и фрагментации лесовозными дорогами: с начала века она уже сократилась больше чем на треть. 19 апреля 2018 года Минприроды Архангельской области, арендаторы, WWF и Гринпис подписали соглашение о границах создаваемого на этой территории Верхнеюловского (Двинско-Пинежского) заказника на площади около 300 тыс. га. Это почти на сорок процентов меньше, чем предусматривается Лесным планом Архангельской области - но даже и у такого заказника есть множество радикальных противников. Если же процесс создания заказника и на этот раз зайдет в тупик - станет очевидным, что вопросы сохранения малонарушенных лесных территорий в Двинско-Пинежском междуречье вообще никак не решаются. После этого у FSC, скорее всего, просто не останется иного выхода, кроме как совсем уйти из Двинско-Пинежского междуречья или из региона в целом. В таком случае крупнейшие предприятия лесного комплекса Архангельской области потеряют свой главный ключик к экологически чувствительным европейским рынкам. "Непутевая младшая сестра" FSC - система добровольной лесной сертификации PEFC - скорее всего, хоть и с задержкой, но будет вынуждена уйти вслед за родственницей.

В этом, конечно, будет какой-то элемент справедливости: добровольная лесная сертификация должна работать, а не обманывать потребителей. Но для лесного комплекса Архангельской области это будет очень серьезным ударом - по тяжести последствий сравнимым разве что с последствиями лесных реформ 2000 (ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства) или 2006 (введения нынешнего Лесного кодекса РФ) годов.


Просмотры: сегодня:2, всего:125

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки