Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Нужна ли перезагрузка российской ЦБП

Ведущие эксперты отрасли поделились своими мнениями на этот счет в ходе Саммита лидеров ЦБП – делового мероприятия, состоявшегося в рамках 15-й Международной выставки и форума целлюлозно-бумажной, лесной, перерабатывающей.

Выставка PAP-FOR – в которой ожидается участие более 200 компаний из 17 стран мира - проходит 13–16 ноября в Санкт-Петербурге, в КВЦ «Экспофорум». Выставка (отметившая в этом году свой 25-летний юбилей) проводится при поддержке Минпромторга РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, РАО «Бумпром», СРО Ассоциации «Лига Переработчиков Макулатуры», НП «Национальная конфедерация упаковщиков», Всемирного фонда дикой природы (WWF), Puunjalostus Insinoorit (Финляндия), Ассоциации упаковщиков Казахстана, Итало-российской торговой палаты, It’s Tissue (Италия), Confindustria (Италия) и других отраслевых структур.

Перезагрузка целлюлозно-бумажной промышленности

Этой теме была посвящена первая часть Саммита лидеров ЦБП, открывшегося 13 ноября.

Одну из основных стратегических задач отрасли в самом начале встречи озвучил председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков.

По его словам, ведущие страны мира – Америка, Китай и страны Европы - в своей экономической политике абсолютным приоритетом сделали решение экологических проблем, в частности – снижение антропогенных выбросов СО2.

Запретительные меры на импорт некоторых продуктов, например макулатуры, уже стали реальностью во многих странах, в том числе – Китае, который еще недавно являлся одним из ведущих ее потребителей.

По мнению Юрия Лахтикова, вектор экологизации мировых экономик может дать России ряд преимуществ и новых рычагов развития.

«Мы не так глобально увязли в поставку отходов. К примеру, макулатура, это не основной продукт ЦБП, который мы экспортируем в Китай. Наша продукция, это бумага, крафт-картон, фиброволокно», - отметил эксперт.

В то же время, текущие возможности могут быть упущены, если на государственном уровне не будет понимания, что биоэкономика - это конкурентное преимущество России, обладающей огромными лесными ресурсами.

«Необходимо сделать так чтобы лесной комплекс вошел в число приоритетных сегментов экономики РФ, чтобы он стал драйвером развития страны. Но эта задача выходит далеко за рамки стратегии лесного комплекса. Необходимо прорабатывать вопросы в смежных отраслях, в сельском хозяйстве, транспорте. И тогда нам удастся реализовать наши амбиции в лесном комплексе», - резюмировал Юрий Лахтиков.

Подводя общий итог его выступлению, модератор встречи Андрей Заутер - генеральный директор Strategy Partners – в свою очередь заявил, что для реализации концепции устойчивого развития отрасли, безусловно, придется меняться. И делать это необходимо в самом широком масштабе: от общей концепции, до целого ряда конкретных ГОСТов и т.д.

Успешный опыт

Своим опытом ответа на стратегические вызовы отрасли поделился д.т.н., директор ассоциации лесной индустрии PI (Финляндия) Антти Линдквист.

Сегодня в Финляндии 53 ЦБК, тогда как в России всего 25, при этом финский опыт можно считать показательным и весьма успешным.

«Несколько лет назад наша промышленность столкнулась с большими проблемами, трансформация началась 4-5 лет назад, произошла конверсия многих предприятий ЦБП, и в итоге мы добились успеха», - отметил финский эксперт.

При этом, по его словам, процесс переформатирования ЦБК нельзя считать законченным: постоянно возникают новые задачи, возможности и проблемы, на которые необходимо реагировать.

К примеру, рост спроса на продукцию целлюлозного сектора, LVL, фиброволокно, биотопливо или ламинированный шпон приводит к созданию новых, или переформатированию старых производств.

По словам Антти Линдквиста, планирование в сегменте ЦБП должно ориентироваться не на локальные экоресурсы, а на целые «экосистемы». Так, на сегодня ключевые тренды Финляндии, это рост населения и одновременно – его старение, а также увеличение доли среднего класса.

Соответственно, прогнозируется неуклонный рост спроса на продукты гигиены (СГИ), качественной упаковки для продуктов питания и древесного биотоплива.

Не менее важны и инновационные продукты. «Наши источники подсчитали, что добавленная стоимость лесной отрасли может удвоиться к 2030 году, и в основном – за счет новых продуктов», - отметил спикер.

Финский бизнес уже активно участвует в их создании: появляются стартапы в фармацестической отрасли, производстве акустической продукции и т.д.

При этом обязательным фактором успеха г-н Линдквист здесь считает хорошую бизнес-инфраструтктуру и поддержку отрасли на уровне государства.

В свою очередь бизнес и государство также должны быть предельно открыты для контактов с населением.

«Лесная промышленность и использование древесины - это очень острая тема для Финляндии. И все проекты обсуждаются очень широко. Граждане нашей страны верят, что компании действительно снижают выбросы и заботятся об экологии», - заявил Антти Линдквист.

Необходим диалог бизнеса с государством

Многие участники встречи отмечали, что, в отличие от Финляндии, в России взаимопонимание бизнеса в сегменте ЦБП и государства, зачастую, оставляет желать лучшего.

«Мы представляем компанию, которая перерабатывает макулатуру и производит продукт. И у нас проблема – мы не можем наладить диалог с государственной властью. Можно сейчас начать говорить о проблемах и только вечером закончить. Это и НДС по макулатуре, и НДФЛ, и еще множество важных моментов», - заявил генеральный директор ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» Марк Резник.

С мнением коллеги согласен и первый заместитель генерального директора СРО Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Денис Кондратьев.

По его словам, уже в ближайшее время по отрасли вторичного древесного сырья может быть нанесен критический удар, который поставит многие предприятия на грань выживания.

Речь идет об обсуждающихся прямо в эти дни в Госдуме поправках к Налоговому кодексу, предусматривающих, в частности, введение «реверсного» НДС со сборщиков макулатуры. В 2016 году данный налог был отменен, и его возвращение представители отрасли воспринимают крайне негативно.

«Что бы мы ни делали, мы не сильно любимые. Сегодня в Госдуме проходит второе чтение проект закона, навязывающий нам новую модель без нашего желания», - отметил Денис Кондратьев.

По его словам, за последние годы виден взрывной рост развития и дальнейший потенциал сегмента переработки макулатуры. И если бы работа продолжилась по существующим сегодня правилам, то в 2019 году многие предприятия начали бы проекты модернизации, отрасль достигла бы стадии наивысшего подъема, однако с новым налогом этим планам не суждено осуществиться.

ЦБП как стратегическая отрасльО том, что ЦБП является не только сегментом бизнеса, но и инструментом решения глобальных стратегических задач для страны в целом, в своем выступлении рассказал председатель наблюдательного совета SFT Group Анатолий Штейнберг.

«По моему мнению, в России есть 2 наиболее две важные отрасли: это ЦБП и сельское хозяйство, так как только они способны сохранить за страной ее территории», - сообщил эксперт.

Он отметил, что огромная территория страны и крайне неравномерное распределение населения и производительных сил создает массу серьезных проблем. К примеру - отток населения из Сибири и Дальнего Востока, что, в долгосрочной перспективе, может привести к потере страной этих земель.

«ЦБП может решить эту проблему. Если государство объявит тендер за право строить, обеспечит инфраструктуру, транспорт и ресурсы, а взамен потребует от бизнеса только одного – обеспечения высоких зарплат, то крупные инфраструктурные предприятия станут катализатором развития целого региона», - считает Анатолий Штейнберг.

По его словам, крупных компаний в ЦБП у нас крайне мало, тогда как только они могут инвестировать в серьезное развитие и поддерживать состояние отрасли, которая сегодня катастрофически раздроблена.

В свою очередь директор Pöyry Management Consulting в России Илья Гаспаришвили обратил внимание присутствующих на не до конца раскрытый потенциал производства биопродукции и биохимикимикатов, а этот сегмент в последнее время получил новый стимул со стороны потребительского сектора.

«Это дополнительные инвестиции и очень четкий запрос от брендов, которые готовы производить новые продукты. Они, в основном, используют сейчас сельскохозяйственное сырье, но мы должны выходить к ним со своими предложениями. Мы говорим: oil-refinery, мы считаем, что ЦБК-это bio-refinery. Будущее неизбежно и мы должны это развивать. Пять видов продуктов, которые могут делать ЦБК, это: лигнин, наноцеллюлозы, композиты целлюлозы, гемицеллюлозы и талловое масло», - отметил эксперт.

На оптимистической ноте первую часть Саммита лидеров ЦБП закончила руководитель Департамента устойчивого развития Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС) Наталья Пономарева. Она заявила, что весь мир и наша страна входят в новую модель производственных и финансовых сегментов, где решающую роль будут играть низкоуглеродные проекты.

«Есть большие финансовые ресурсы, и лесотехническая отрасль находится в числе приоритетов инвестирования до 2030 года, которое с точки зрения зарубежных инвесторов будет очень возможно», - сообщила Наталья Пономарева.


Просмотры: сегодня:1, всего:177

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки