Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
За полвека государство стало выше ценить древесину из далеких северных лесов

Сравнение действующих сейчас ставок платы за древесину (утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310 с учетом последующей индексации) с теми, которые действовали полвека назад (утвержденными постановлением Совмина СССР от 11 сентября 1963 года № 948 и вступившими в силу 1 января 1965 года) показывает, что государство наше по-прежнему ценит свои лесные ресурсы очень низко, но соотношение ставок за древесину разных пород, разной крупности и относящимся к разным разрядам такс, существенно изменилось. Рассмотрим эти изменения на примере южных районов Архангельской области - полвека назад они относились к так называемому V лесотаксовому поясу, сейчас - к Архангельско-Вологодскому лесотаксовому району.

Лесотаксовое районирование за полвека принципиально изменилось: с одной стороны, оно стало более дробным, с другой - в большей степени основанном на административном районировании, чем на лесохозяйственном или экономическом. Например, полвека назад леса Вологодской и Архангельской областей относились к четырем лесотаксовым поясам (с IV по VII), а теперь - к одному лесотаксовому району.

За полвека увеличилось число разрядов такс. В постановлении 1963 года их было всего четыре: 1 - c расстоянием вывозки 0 - 10 км, 2 - с расстоянием вывозки 10,1 - 25 км, 3 - с расстоянием вывозки 25,1 - 40 км, и 4 - с расстоянием вывозки 40,1 км и более. Сейчас их семь: добавились разряды 5 - с расстоянием вывозки 60,1 - 80 км, 6 - с расстоянием вывозки 80,1 - 100 км, и 7 - с расстоянием вывозки 100,1 км и более. 

По всей видимости, полвека назад вывозка древесины по лесовозным дорогам за 60 километров и более казалась чем-то совершенно запредельным, поэтому правительство просто не сочло нужным устанавливать дополнительные разряды такс для таких расстояний вывозки. Впоследствии, когда самые близкие и доступные для заготовки древесины леса были критически истощены, и за ценной хвойной древесиной пришлось забираться за сотню километров и более от основных магистралей - установление дополнительных разрядов такс стало необходимым и естественным.

Ставки в рублях изменились значительно, но и сам рубль нынче совсем не тот, что был полвека назад - поэтому простое сравнение ставок в рублях ничего не дает. Изменилось, однако, соотношение ставок платы за разные породы древесины, разные категории крупности, и при разных расстояниях вывозки. Например, на юге Архангельской области цена за дровяную древесину осины при минимальных расстояниях вывозки практически не изменилась - а за дровяную древесину сосны при тех же условиях увеличилась в двенадцать раз. Цена за крупную деловую древесину сосны при минимальном расстоянии вывозки (1 разряде такс) увеличилась в семьдесят раз, а при расстоянии вывозки свыше сорока километров - в триста семьдесят пять раз. Сильнее всего подорожала ель: цена на крупную деловую древесину ели при расстоянии вывозки более сорока километров увеличилась без малого в пятьсот раз (но, напомним, в несравнимых единицах - рублях того времени и нынешних).

Таксы можно условно сравнить в "вечных ценностях" - например, в батонах белого хлеба из муки высшего качества ("нарезных"). Данные о цене такого хлеба за последние полвека несколько отрывочны, но по той информации, которую получилось собрать из открытых источников, можно сделать вывод, что она с 1963 года выросла (в рублях) примерно в 100-130 раз - для грубых оценок можно принять, что в 115.

Если выразить таксы за древесину, отпускаемую на корню, в батонах хлеба - тогда получается, что в лесах, отнесенных к высшему разряду такс (1), хвойная и березовая древесина существенно подешевела, к средним (2-3) - осталась примерно на том же уровне, и к низшему (тогда - 4, сейчас - 4-7) - существенно подорожала. А осина подешевела везде.


Просмотры: сегодня:1, всего:294

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки