Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Почему позиция Правительства РФ по лесам на землях сельскохозяйственного назначения не верна

6 декабря 2018 года заместитель председателя Правительства РФ А.В.Гордеев провел совещание об использовании лесов, расположенных на землях сельхозназначения. На совещании была сформулирована, не в первый уже раз, позиция правительства по этому вопросу: если покрытый лесом участок земли сельхозназначения непригоден для сельскохозяйственного производства - губернатор вправе перевести его в состав земель лесного фонда; в остальных случаях заросшие лесом участки необходимо будет привести в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства.

Эта позиция ошибочна - она удобна сельскохозяйственным и лесным чиновникам, но вредна для развития сельских территорий, сельского и лесного хозяйства, и в конце концов для граждан России.

Сразу отметим, что позиции Президента РФ и Правительства РФ по этому вопросу пока диаметрально противоположны. 1 сентября 2013 года Президент РФ поручил Правительству РФ обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда (поручение Пр-2039, п.1.б), установив срок исполнения 1 января 2014 года. Поручение до сих пор не выполнено, но и не отменено. Таким образом, позиция Президента РФ (сформулированная в этом поручении) состоит в том, что лес может расти на землях сельхозназначения, а его собственики могут вести в нем лесное хозяйства (использовать этот лес, обеспечивать его охрану, защиту и воспроизводство). Позиция Правительства РФ состоит в том, что лес не может расти на землях сельхозназначения, и вести в нем лесное хозяйство нельзя: если занятая им земля непригодна для сельского хозяйства - ее надо перевести в земли лесного фонда, если пригодна - расчистить от леса.

Почему позиция Правительства РФ по данному вопросу ошибочна и вредна для страны?

Бывшие земли сельскохозяйственного назначения, зарастающие сейчас лесом, были заброшены в силу вполне объективных социально-экономических причин и процессов: запустения обширных сельских территорий (земли просто некому обрабатывать), деградации почв в результате десятилетий небережного использования, неконкурентоспособности сельскохозяйственного производства на относительно бедных землях в районах с неблагоприятным для него климатом, и тому подобных. Если земли было невыгодно и некому использовать для сельского хозяйства, пока они были еще чистыми и свободными от древесно-кустарниковой растительности - теперь, когда для их использования требуются огромные первоначальные вложения в расчистку, это будет еще менее выгодно. Конечно, могут быть исключения - когда такая расчистка и последующее использование будут субсидироваться государством; но у государства сейчас остро не хватает (и в обозримом будущем не предвидится) денег даже для нынешнего убогого уровня сельского развития, не говоря о чем-либо большем. То есть в абсолютном большинстве случаев принудительная расчистка таких земель (а механизмы принуждения у государства весьма жестоки - штрафы для собственников земельных участков в размере до 700 тысяч рублей и возможность принудительного изъятия участков) приведет лишь к появлению новых неиспользуемых площадей, который неизбежно вновь начнут зарастать лесом. Чиновникам, конечно, выгодно держать сельхозпроизводителей "на крючке" (почти у любого владельца сельхозземель в Нечерноземье есть хоть сколько-нибудь "незаконного" леса, за который его можно "кошмарить") - но к развитию сельского хозяйства это реального отношения не имеет.

При этом леса, выросшие на землях сельхозназначения, сами по себе представляют значительный ресурс для будущего социально-экономического развития. Даже там, где уже не осталось людей для развития сельского хозяйства, часто еще есть достаточное количество людей для развития лесного (которое требует в среднем в разы меньшего числа рабочих рук при той же площади земель, и менее требовательно к точным срокам работ). Даже не самые богатые сельхозземли - это, как правило, земли весьма продуктивные по лесным меркам, поскольку иные не было смысла в далеком историческом прошлом расчищать под сельское хозяйство. Это, как правило, земли, обеспеченные хоть какой-то инфраструктурой, удобные для работы техники, близкие к людям - то есть лучшие для интенсивного лесовыращивания. Площади таких земель огромны - по оценкам Рослесхоза, 30-40 миллионов гектаров, в реальности ближе к ста миллионам. В любом случае, интенсивное лесовыращивание на этих землях может производить ежегодно больше древесины, чем ее сейчас добывается по всей стране - причем производить не с ущербом, а с выгодой и для экономики, и для окружающей среды. Запрещая эти леса и хозяйство в них, правительство фактически уничтожает один из главных и наиболее перспективных ресурсов для развития сельских территорий нашей страны.

Нынешняя ситуация с лесами на землях сельскохозяйственного назначения еще и очень опасна в пожарном отношении. Угрозы штрафов или изъятия земель вынуждают сельхозпроизводителей, на чьих землях расположены "незаконные" леса или чьи земли только начинают зарастать, избавляться от этих лесов и древесной поросли всеми доступными им способами. Обычно самым доступным и дешевым способом, часто единственным доступным, является выжигание. Официально, конечно, выжигать эти земли нельзя - но тут действует принцип "не пойман - не вор". Реального надзора за пожарной безопасностью в обширных полузаброшенных сельских районах нет, поэтому риск попасться на выжигании близок к нулю. Выбирая между вполне отчетливыми перспективами гигантского штрафа за "нецелевое использование" заросших лесом земель и почти нулевым риском небольшого штрафа за нарушение правил противопожарного режима, сельхозпроизводитель обычно склоняется ко второму варианту. В результате весной и осенью растительность на сельхозземлях горит по всей стране, а убежавшие палы переходят на леса, торфяники, объекты инфраструктуры и поселения.

Наконец, климат - его изменения, вызванные деятельностью человека, становятся все большей и большей проблемой для человечества. Интенсивное лесовыращивание на бывших сельскохозяйственных землях - хоть для восстановления утраченных природных экосистем, хоть для получения товарной лесной продукции - позволяет существенно увеличить связывание и накопление углерода природными территориями, как в растительности, так и в почве. Поддержание этих земель в безлесном состоянии, особенно с помощью выжиганий, наоборот, ведет к росту выбросов углекислого газа за счет выгорания и биологического разложения мертвого органического вещества почв, а также к большим выбросам дыма и сажи весной, которые тоже вносят немалый вклад в изменение климата. Наше правительство явно хочет найти способ зарабатывать деньги на вкладе обширных российских природных территорий в смягчении глобальных изменений климата - но при этом само же стимулирует бессмысленные действия (расчистку и выжигание безнадежно заброшенных сельхозземель), которые радикально снижают этот вклад.

Для какой-то части чиновников такая позиция основывается на личной выгоде от отсутствия правового статуса у лесов на землях сельхозназначения. Возможность "кошмарить" сельхозпроизводителей и собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения за растущие на этих землях "незаконные" леса обеспечивает обширную кормовую базу для десятков тысяч недобросовестных чиновников и обслуживающих их экспертов. Но в какой-то мере позиция правительства, возможно, объясняется просто ошибочным пониманием ситуации: с давних времен многие наши чиновники воспринимают сельское хозяйство не столько как обычную отрасль экономики, сколько как вид деятельности, который можно развивать только по принуждению - поэтому и стараются принудить к возвращению в сельскохозяйственный оборот те земли, которые по объективным причинам в современных условиях гораздо больше подходят для лесного фермерства, агролесоводства, лесного хозяйства, чем для традиционного сельского хозяйства. То, что это тупиковый путь, рано или поздно станет очевидно даже самым упертым приверженцам идеи развития сельского хозяйства из-под палки - но пока правительство с таким подходом может наделать много бед, и угробить многие еще существующие возможности для сельского развития.

Чтобы этого не произошло - Правительству РФ надо просто выполнить поручение Президента РФ от 1 сентября 2013 года Пр-2039, п.1.б, и обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. А если правительство не может исполнить это поручение - то, очевидно, необходимо принять жесткие кадровые меры, и назначить на ключевые посты тех, кто может.


Просмотры: сегодня:1, всего:1568

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки