Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Ульяновская область теряет деньги из-за черных лесорубов и арендаторов

Коммерсанты не платят за аренду леса, черные лесорубы сговариваются с лесниками и незаконно пилят деревья – бюджет Ульяновской области ежегодно лишается миллионов рублей из-за отсутствия жесткого контроля в сфере лесопользования.

На недавней пресс-конференции президент Владимир Путин назвал сферу лесозаготовки в России чрезвычайно коррумпированной и отметил, что в этой отрасли до сих пор не удается навести порядок. Ситуация характерна и для каждого региона в отдельности: отсутствие жесткого контроля плодит лесных «браконьеров» и недобросовестных арендаторов. Это пробивает брешь в бюджетах разных уровней. 

В этом году вступил в силу приговор двоим жителям региона: они нанимали людей и машины и «в черную» рубили деревья в Ключищенском лесничестве. Затем по поддельным документам развозили на пилорамы и продавали – спрос был всегда. За 2015-2016 год от их «работы» государство понесло ущерб в 42 миллиона рублей.

Это – не частный случай. По данным регионального Минприроды, за нынешний год патрули выявили 455 нарушений лесного законодательства, среди них — 183 случая незаконной рубки. 307 человек привлекли к административной ответственности, 12 – к уголовной. Сумма наложенных штрафов превысила 4,2 млн рублей.

И это лишь вершина айсберга – те, кого поймали. Реальные потери госбюджета от действий черных лесорубов и недобросовестных арендаторов могут быть сопоставимы с работой крупных лесозаготовительных компаний.

Эколог Александр Брагин считает, что основной ущерб лесному фонду региона наносят именно недобросовестные арендаторы. Причина – отсутствие за ними контроля.

- У нас проблема не в черных лесорубах, их довольно мало, а в отсутствии должного контроля за арендаторами. Например, в Чердаклинском районе под видом заготовки дров для населения рубят четыре гектара дуба, в октябре этот случай зафиксирован; или под видом санитарной рубки валят здоровые деревья; кроме того, некоторые годами не платят аренду, - рассказывает эколог.

Это подтверждают и результаты проверки прокуратуры области, опубликованные в конце октября. Ведомство выяснило, что региональный Минсельхоз должным образом не контролировал оплату аренды лесных участков. Только после вмешательства прокуратуры недоимка сократилась – пользователи участков выплатили более 200 млн рублей.

Во время той же проверки выявили случаи, когда должные лица вносили изменения в регламенты лесничеств, искусственно увеличивая объемы древесины для рубки. Делалось это за счет исключения из лесничеств земель с категорией особо защитных участков леса, где вырубка запрещена. Кроме того, чиновники не контролировали, как коммерческие структуры соблюдали условия проектов освоения лесов. Было найдено еще много нарушений: и уже упомянутая вырубка леса под видом санитарной, нарушения на пилорамах и при транспортировке древесины.

Иногда для того, чтобы следить за огромной территорией ульяновских лесов (а это 1031 тыс. га), просто не хватает ресурсов. Профессионалов в отрасли становится все меньше, желающих работать за зарплату в 10-15 тысяч рублей найти трудно. Зачастую лесничие, чтобы подзаработать, вступают с черными лесорубами в сговор. Так, в этом году передали в суд уголовное дело в отношении работника Инзенского лесничества. Из личных интересов он покровительствовал жителю Глотовки, который незаконно рубил на его участке деревья. Ущерб составил 350 тысяч рублей.

Александр Брагин считает, что следить за нарушениями в лесах должна и общественность, сообщая о выявленных фактах лесникам и правоохранительным органам. 

- Нам не хватает контроля именно в лесах. Об этом говорится давно: надо, чтобы у лесного дозора было по одному квадрокоптеру на каждое лесничество. Чтобы элементарно проверять, смотреть [места вырубки]. Должна участвовать общественность: мониторить лес, выявлять [нарушения], и уже после этого должны реагировать правоохранительные органы. То есть общественники полетали с квадрокоптером, выявили нарушения, дали информацию леснику и тот едет с правоохранительными органами на конкретное место и фиксирует. Так сейчас на Дальнем Востоке начали делать. Наши проблемы – отсутствие общественного контроля и неиспользование технологий, - рассказывает Брагин.

«Бесконтрольная» сфера лесопользования ведет к огромным убыткам для бюджетов всех уровней.

- Ущерб для области, естественно, составляет миллионы рублей. Потому что рыночная цена того же дуба - около 20 тысяч рублей за один кубометр, а вырубается он гектарами, - рассказывает эколог.

Это подтверждают и данные регионального Министерства природы и цикличной экономики: только за 2018 год общий объем незаконно вырубленных деревьев составил 2824 кубометра.

Проблема незаконной вырубки леса и недобросовестных арендаторов сейчас крайне актуальна и требует определенных мер реагирования в том числе от региональной власти. В конце ноября губернатор Сергей Морозов также заявлял о необходимости выработать комплексную программу обслуживания городских лесов и создать институт общественных инспекторов-экологов.

В конечном счете от вырубки деревьев страдают и простые граждане: вместо повышения налогов государство вполне могло быть добрать часть денег с коммерсантов-лесорубов, которые осваивают лес.  А ведь только в нашем регионе договоров аренды леса заключено более 700.


Просмотры: сегодня:1, всего:662

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки