Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
16 января Совет Федерации рассмотрел ситуацию с незаконными рубками в России

16 января Совет Федерации рассмотрел ситуацию с незаконными рубками в России. С докладом по этой теме выступил член Совета Федерации В.А. Лебедев - в прошлом замминистра Минприроды России и руководитель Рослесхоза. Проект постановления "Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке" был подготовлен и представлен комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. В ходе обсуждения была подвергнута критике работа Рослесхоза и его руководителя.

В проекте постановления были приведены следующие данные о масштабах незаконных рубок в России:

"Объемы незаконных рубок лесных насаждений, выявляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не превышают 2 млн куб. метров древесины, что составляет менее 1 процента от объема законного лесапользования.

По оценкам международных организаций (IUFRO, UNEP), Международной организации уголовной полиции (Интерпол), общественных природоохранных объединений, объем незаконных рубок лесных насаждений составляет 20-25 процентов от законного лесопользования. Расчеты федерального государственного бюджетного учреждения науки Центра экологии и продуктивности лесов Российской академии наук с применением метода исчисления баланса рубки лесных насаждений и потребления древесины показали превышение объема древесины, использованной дпя переработки, экспорта и внутреннего потребления, над объемом законного лесопользования на 16 процентов.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что, несмотря на принимаемые уполномоченными федеральными и региональными органами государственной власти меры, состояние законности в сфере заготовки и реализации древесины остается неудовлетворительным.

В ходе рассмотрения проблем незаконного лесопользования в рамках Всероссийского лесного форума, круглых столов, а также региональных совещаний (Чита, Хабаровск, Барнаул) Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию с участием федеральных органов исполнительной власти отмечалось, что наибольшее распространение незаконные рубки лесных насаждений получили при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений, - 7,5 млн куб. метров, отпуске древесины, необходимой для удовлетворения собственных нужд граждан, - 5-6 млн куб. метров.

Объемы незаконных рубок лесных насаждений, осуществляемых с целью получения незаконного дохода, не превышают 4-5 млн куб. метров. Таким образом, общий объем незаконного лесопользования в Российской Федерации оценивается в 16-18 млн куб. метров или 8-10 процентов от законного лесопользования".

В проекте постановления говорится о социальных корнях незаконных рубок: "Изучение причин и условий незаконного лесопользования и противоправного характера поведения лиц, производящих незаконные рубки лесных насаждений, позволило выявить ряд факторов, связанных с низким уровнем жизни сельского населения, проживающего на депрессивных в экономическом развитии территориях. Обеспечение доступа граждан, проживающих в сельской местности, к лесным ресурсам, создание дополнительных рабочих мест в лесном хозяйстве должны стать приоритетными направлениями государственной политики, направленной на борьбу с незаконными рубками лесных насаждений".

По итогам рассмотрения этого вопроса Советом Федерации принято постановление, содержащее большое количество разнообразных предложений. Вот некоторые наиболее интересные из них (цитируются по проекту постановления - итоговая редакция может от него отличаться):

"Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть предложения:

... о пересмотре принципов распределения экспортных квот на необработанную древесину в пользу организаций, имеющих арендованную лесосырьевую базу;

о комплексе мер, направленных на обеспечение доступа к лесным ресурсам населения, проживающего на депрессивных в экономическом развитии территориях, создание дополнительных рабочих мест в лесном хозяйстве;

о возможности установления целевого характера средств, поступающих в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в виде регулярных платежей за пользование лесными ресурсами, для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов;

о проработке механизма обращения средств, полученных от реализации конфискованной древесины, в доход бюджетов субъектов Российской Федерации в целях их использования для обеспечения охраны лесов;

о дополнении полномочий по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) путем проведения контрольно-надзорных мероприятий за пределами границ лесного фонда, а именно проведения проверок мест приобретения древесины и сопроводительных документов при ее транспортировке;

о разработке и утверждении системы оценочных показателей и целевых индикаторов осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по охране лесов от незаконных рубок лесных насаждений;

о наделении арендаторов лесных участков отдельными полномочиями по охране лесов от незаконных рубок лесных насаждений".

"Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

разработать и утвердить правила осуществления контроля за достоверностью сведений о незаконных рубках лесных насаждений, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Федеральное агентство лесного хозяйства;

рекомендовать проведение в ряде субъектов Российской Федерации пилотного проекта по отработке модели отпуска древесины с мест проведения выборочных рубок по факту ее заготовки;

... установить для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализующих полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений, требования по размещению лесных деклараций на официальных сайтах".

"Рекомендовать Федеральной службе государственной статистики принять меры по обеспечению достоверного отражения в государственной статистической отчетности объемов производства лесобумажной продукции".

"Состоявшееся в Совете Федерации обсуждение проблемы незаконных рубок может стать важным для российских лесов и лесного хозяйства событием, - комментирует источник информации - Лесной форум Гринпис России. - Во-первых, впервые за много лет орган государственной власти признал, что реальные масштабы этого бедствия многократно превосходят те, которые отражаются в официальной статистике: лес воруют не сотнями тысяч, а десятками миллионов кубометров. Во-вторых, приведенные данные и оценки показали, что принимаемых мер по борьбе с незаконными рубками, несмотря на благостную отчетность уполномоченных органов исполнительной власти, недостаточно, чтобы победить это зло. В-третьих, теперь официально признается, что незаконные рубки - это следствие социальных бедствий: нищеты сельского населения и нехватки рабочих мест в лесном хозяйстве. И, наконец, выполнение некоторых рекомендаций может действительно существенно помочь в искоренении незаконного лесопользования. Пока непонятно, насколько все это повлияет на реальную работу органов управления лесами и законодателей - но некоторая надежда есть. Как говорится, вода камень точит - постепенное признание реальных масштабов лесных проблем в России само по себе помогает их будущему решению. Но при всем этом нельзя забывать и о том, что основной вред лесам России наносят не незаконные рубки, а формально законные, но при этом совершенно бесхозяйственные, варварские. Огромные массивы сплошных рубок, за считанные десятилетия опустошающие целые лесные районы - это результат деятельности отнюдь не "черных лесорубов", а вполне законных лесопользователей, заготавливающих древесину в полном соответствии с действующим законодательством, с ведома и согласия уполномоченных органов исполнительной власти. Леса России опустошаются варварскими рубками не потому, что лесозаготовители нарушают законы и правила - а потому, что законы и правила дозволяют такие рубки и никаких реальных мер по сбережению и воспроизводству эксплуатационных лесов не требуют".


Просмотры: сегодня:1, всего:315

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки