Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Леса Иркутской области нуждаются в срочном спасении

Более девяти тысяч человек, по данным на 9 апреля, поставили свои подписи под петицией в защиту леса Иркутской области от беспощадной вырубки. Жительница Усть-Кута Елена Белоусова, разместившая петицию на платформе «Change.org», считает, что сейчас основную угрозу лесу представляют не черные лесорубы, а чиновники.

«Идет варварская вырубка лесов, санкционированная областной властью. На министра лесного комплекса Сергея Шеверду заведено уголовное дело, его заместитель Алексей Туги находится под арестом. Но даже страх уголовного преследования чиновников не останавливает. Лес по-прежнему рубят в заказниках, по берегам нерестовых рек, а министр даже не уволен и не лишен доверия губернатора», – отметила она.

В петиции Елена Белоусова указала, что официальная информация об объемах вырубок расходится с данными космического мониторинга: «Нам говорят, что за прошлый год в области было вырублено 170 тысяч гектаров леса. Но это неправда. На сайте совета по правам человека при президенте России приводятся данные космического мониторинга. По ним только в 2018 году в Иркутской области уничтожено пожарами и вырублено 666 тысяч гектаров леса».

Общественница указывает, что в последние годы лес стали вырубать и в заповедных местах, в том числе в заказниках, для чего санкционируют «санитарные рубки». «Конечно, по закону этого делать нельзя. Но министерство согласовывает незаконные мероприятия, якобы для того, чтобы уберечь ценные лесные массивы от сухостоя и больных деревьев. На деле вырубается здоровый лес, а никому не нужный сухостой остаеся», – указывает она.

В петиции приведены примеры таких действий – согласование сплошных вырубок леса в природном заказнике Туколонь и по берегам нерестовых рек в Падунском лесничестве Братского района. И это – лишь верхушка айсберга. При этом чиновники идут на манипуляции с документами, согласовывая сначала рубки ухода (при которых можно убирать только сухостой), а потом многократно увеличивая объем разрешенной заготовки леса. В Падунском лесничестве объем заготовки на нерестоохраняемой территории увеличили в 74 раза. «При этом участки даже не обследовали, и совершенно здоровая древесина продается в Китай по цене больной за сущие копейки. В результате полученная выгода дельцов составляет миллиарды рублей», – сказано в петиции.

По Туколони, как отмечает Елена Белоусова, благодаря вмешательству природоохранной прокуратуры успели вырубить только пятую часть того, что запланировали чиновники (116 га). Но ущерб природе все равно составил минимум 880 млн рублей.

Алексей Цымбалюк, бывший сотрудник Усольского лесничества, отмечает, что за последние три года стало практикой, когда чиновники министерства лесного комплекса под предлогом санитарных мероприятий санкционировали вырубки там, где их проведение не требовалось. Сотрудников лесничеств, которые возражали против этого, увольняли. В их числе оказался и сам Цымбалюк.

По мнению экологов, сплошные санитарные рубки в природных заказниках, заповедниках противоречат самой сути этих особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

«ООПТ создаются для того, чтобы оградить кусочки природы от пресса человеческой деятельности. Рубки лесов – одно из наиболее разрушительных проявлений этой деятельности. Они недопустимы не только в заповедниках и национальных парках (федеральные ООПТ), но и в областных заказниках (региональные ООПТ)», – комментирует член областного совета Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Виталий Рябцев.

Он отметил, что агентство лесного комплекса Иркутской области еще 10 лет назад обязано было включить леса, расположенные в заказниках, в категорию «защитных». Но вместо этого продолжало выделять их территории в аренду лесозаготовительным организациям для ведения сплошных, якобы «санитарных», рубок.

Мнение эколога подтверждает житель поселка Улькан Казачинско-Ленского района Александр Плотников – охотник с многолетним стажем.

«Туколонь расположена примерно посередине пути от Улькана до Карама. Примерно в 2016 году в направлении заказника кто-то стал пробивать лесовозную дорогу. Позже прошли рубки. Зверь оттуда ушел: даже если были какие-то заражения деревьев вредителями, в чем я лично сомневаюсь – я не видел там ничего особенного, то это не имело бы на животных такого негативного воздействия, как работа лесозаготовителей», – говорит он. Туколонь утратила функцию природного заказника. Надеемся, не навсегда, если, конечно, рубки не возобновятся.

«Иркутская область занимает последнее место в Сибирском Федеральном округе по проценту территории, занимаемой ООПТ. Зато первое место в России (причем с большим отрывом) – по объемам рубок, площадям, пройденным рубками. Чиновники, чьим долгом является создание региональных ООПТ, интересы лесозаготовителей ставят явно выше задач охраны природы», – констатирует Виталий Рябев.

В частности, ученые и экологическая общественность добивались создания регионального парка «Витязь» в Шелеховском районе. Профильными чиновниками был поддержан вариант, при котором площадь парка в три раза меньше, чем та, которую обоснованно и мотивированно предлагали ученые. «Огромная Иркутская область, безнадежно отставшая в деле создания ООПТ, смогла выделить под региональный природный парк лишь 6,8 тыс. га,» – отмечает эколог.

Председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Иркутской области Екатерина Бояркина полагает, что сплошные санитарные рубки не являются оптимальным методом решения проблем лечения лесов от заражения. «Заражения есть, но болеют леса еще и потому, что при заготовке древесины больные деревья не вырезают, а только здоровые. Помимо сплошных санитарных рубок, существуют и другие способы лечения леса. Но для этого нужны качественные лесопатологические исследования. Без научно обоснованной оценки принимать решения о сплошной рубке – не лучшее решение», – отмечает она.

Екатерина Бояркина отмечает, что в вопросе борьбы с незаконными рубками леса вся государственная система – правоохранительные органы, профильные федеральные и региональные ведомства – действует разбалансированно. Нет единого подхода и, похоже, единой цели – сохранения лесов.

«Я в Общественной палате уже третий созыв, и мы в каждый созыв по нескольку раз рассматривали проблему незаконных вырубок, штрафных санкций, координации действий всех уполномоченных органов в сфере охраны лесов и контроля за лесозаготовками. И всегда отмечали, что этой координации никогда не было и до сих пор нет. Полиция говорит, что они очень хорошо работают, министерство лесного комплекса тоже докладывает о якобы хорошей работе. А когда смотришь на наши просторы с высоты полета самолета, то видишь огромные голые пространства. Откуда они образуются? Это результат незаконных рубок, неправильно сформированных сплошных санитарных рубок, некачественного или отсутствующего лесовосстановления», – говорит Екатерина Бояркина.

На Байкальском гражданском форуме, который состоится 7 июня, Общественная палата Иркутской области намерена поставить вопрос о вхождении региона в национальный проект «Экология» по разделу «Сохранение лесов».

«Наше министерство лесного комплекса до сих пор в этот национальный проект не вошло. А проблема очень серьезная. Сейчас нужно создавать новые семенные центры, восстанавливать леса, лечить их», – говорит руководитель комиссии по экологии региональной Общественной палаты.

Она отметила, что на федеральном уровне идеи представителей экологической общественности из Иркутской области поддерживают. В частности, Госдума приняла закон о компенсационном лесовосстановлении. А недавно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко озвучила еще одну инициативу ОП – о запрете экспорта древесины в Китай вплоть до того момента, пока не будет решен вопрос защиты и восстановления лесов.

Региональной власти, по мнению Екатерины Бояркиной, сейчас следует приложить силы в другом вопросе – формировании занятости для людей, живущих в лесных поселках. «Для них нужно организовать курсы переподготовки, помогать с организацией вахтовой работы. Нельзя людей бросать на произвол судьбы и загонять в категорию «черных лесорубов»», – полагает она.

А пока жители Иркутской области продолжают отправлять петиции с призывами к федеральной власти спасти зеленые легкие планеты, вырубаемые с одобрения местных чиновников сотнями и тысячами гектаров.


Просмотры: сегодня:1, всего:1980

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки