Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Что известно про работу органов исполнительной власти над новым Лесным кодексом РФ

22 февраля 2019 года председатель Правительства РФ Д.А.Медведев дал поручение Минприроды России, Минюсту России, Минэкономразвития России и Минфину России представить предложения об организации работы по подготовке новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации с указанием сроков выполнения работ, ответственных исполнителей, а также с учетом необходимости проведения общественного обсуждения проекта кодекса, со сроком исполнения 20 мая 2019 года.

Подготовка этих предложений проводилась перечисленными министерствами в полностью закрытом режиме, без сколько-нибудь серьезного общественного и профессионального обсуждения. Насколько известно, предложения были представлены в правительство за несколько дней до установленного срока. Официальный документ пока недоступен, но по разным доступным материалам и публикациям можно судить о сути этих предложений.

Предлагаемый процесс разработки нового Лесного кодекса

Насколько известно, сейчас предлагается примерно такой процесс его разработки, с такими сроками:

2019 год - сбор и анализ правоприменительной практики в рамках действующего Лесного кодекса РФ;

2020 год - разработка концепции нового Лесного кодекса РФ и подготовка доклада в Правительство РФ;

2021 год - в случае одобрения концепции, подготовка проекта нового Лесного кодекса РФ;

2022 год - согласование проекта нового Лесного кодекса РФ с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ, общественное обсуждение проекта;

2023 год - внесение проекта нового Лесного кодекса РФ в Правительство РФ.

Дальше, понятное дело, внесение проекта нового Лесного кодекса РФ в Думу, стандартный процесс рассмотрения Думой (для законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, т.е. с двумя раундами обсуждения с субъектами РФ), одобрение Советом Федерации, подписание Президентом, официальное опубликование - но так далеко процесс планирования не простирается.

Что тут хорошо, и что - плохо

Хорошо, что ведомства, прежде всего Минприроды, понимают необходимость как минимум двухэтапной разработки (сначала - концепции, потом - собственно проекта), и хотя бы относительно адекватно оценивают необходимые для этой работы сроки (быстрее, действительно, можно получить только очередную законодательную халтуру - ее и без нового Лесного кодекса хватает).

Плохо и очень глупо - то, что предметом общественного обсуждения по этому плану должна стать не концепция нового кодекса, а уже его проект. Обществу важны в первую очередь именно концептуальные основы лесного законодательства и системы управления лесами, а не юридические тонкости и конкретные формулировки. Если концепция будет разработана в закрытом режиме - выстроенный на ее основе новый кодекс вряд ли вызовет в обществе что-либо, кроме полного отторжения.

Судя по тому, как озадаченные правительством министерства и ведомства работали над исполнением медведевского поручения по новому Лесному кодексу, никакой открытости разработки концепции ожидать не приходится.

Основные нововведения, которые предполагается включить в новый Лесной кодекс

Пока какого-то сводного документа, включающего все предложения от всех задействованных министерств и ведомств (а кроме перечисленных в правительственном поручении, в их число входят еще, как минимум, Минпромторг и Рослесхоз), насколько известно, нет. Но из разных доступных документов можно собрать перечень в той или иной степени проработанных "хотелок". Очевидно, что в основном задействованные министерства и ведомства пытаются использовать процесс подготовки нового Лесного кодекса РФ как инструмент для продвижения своих любимых идей. Вот перечень основных "хотелок" (главным образом от Минприроды и Рослесхоза, а по земельной реформе - от Минэкономразвития):

- федерализация лесоустройства и его монополизация подведомственной Рослесхозу организацией (Рослесинфоргом);

- создание лесной госкорпорации (для ведения лесного хозяйства в лесах, не переданных в аренду и постоянное пользование, и некоторых других целей);

- федерализация полномочий по авиационной охране лесов от пожаров и сосредоточение их у подведомственной Рослесхозу организации (Авиалесоохраной);

- изменение ценообразования на лесные ресурсы, введение так называемого "рентного" подхода, как минимум применительно к новым правоотношениям;

- возможность предоставления лесных участков только лицам, имеющим мощности по переработке древесины;

- разделение полномочий и функций по государственному лесному надзору и лесной охране; 

- переход от категорий земель к функциональному зонированию, фактически к "ручному управлению" земельной собственностью.

Скорее всего, это не полный перечень "хотелок" - как уже сказано выше, они готовятся в рамках закрытых министерских "междусобойчиков", и не все, что там выдумывается, быстро становится достоянием общественности.

Что тут хорошо, и что - плохо

Хорошо, что есть хотя бы какие-то разумные идеи - например, возвращение централизованной системы авиационной охраны лесов, или приоритетное предоставление лесных ресурсов тем, у кого есть мощности по их переработке (причем не обещанные, как в случае приоритетных инвестпроектов, а реальные).

Плохо - то, что министерства явно хотят использовать изменения лесного законодательства прежде всего для решения своих узковедомственных задач, увеличения возможностей для "ручного" управления лесным сектором, лесными и земельными ресурсами, и для монополистической деятельности. Впрочем, пока большинство "хотелок" сформулировано лишь в самых общих чертах, а, как известно, "дьявол кроется в деталях".


Просмотры: сегодня:1, всего:266

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки