22 февраля 2019 года председатель Правительства РФ Д.А.Медведев дал поручение Минприроды России, Минюсту России, Минэкономразвития России и Минфину России представить предложения об организации работы по подготовке новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации с указанием сроков выполнения работ, ответственных исполнителей, а также с учетом необходимости проведения общественного обсуждения проекта кодекса, со сроком исполнения 20 мая 2019 года.
Подготовка этих предложений проводилась перечисленными министерствами в полностью закрытом режиме, без сколько-нибудь серьезного общественного и профессионального обсуждения. Насколько известно, предложения были представлены в правительство за несколько дней до установленного срока. Официальный документ пока недоступен, но по разным доступным материалам и публикациям можно судить о сути этих предложений.
Предлагаемый процесс разработки нового Лесного кодекса
Насколько известно, сейчас предлагается примерно такой процесс его разработки, с такими сроками:
2019 год - сбор и анализ правоприменительной практики в рамках действующего Лесного кодекса РФ;
2020 год - разработка концепции нового Лесного кодекса РФ и подготовка доклада в Правительство РФ;
2021 год - в случае одобрения концепции, подготовка проекта нового Лесного кодекса РФ;
2022 год - согласование проекта нового Лесного кодекса РФ с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ, общественное обсуждение проекта;
2023 год - внесение проекта нового Лесного кодекса РФ в Правительство РФ.
Дальше, понятное дело, внесение проекта нового Лесного кодекса РФ в Думу, стандартный процесс рассмотрения Думой (для законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, т.е. с двумя раундами обсуждения с субъектами РФ), одобрение Советом Федерации, подписание Президентом, официальное опубликование - но так далеко процесс планирования не простирается.
Что тут хорошо, и что - плохо
Хорошо, что ведомства, прежде всего Минприроды, понимают необходимость как минимум двухэтапной разработки (сначала - концепции, потом - собственно проекта), и хотя бы относительно адекватно оценивают необходимые для этой работы сроки (быстрее, действительно, можно получить только очередную законодательную халтуру - ее и без нового Лесного кодекса хватает).
Плохо и очень глупо - то, что предметом общественного обсуждения по этому плану должна стать не концепция нового кодекса, а уже его проект. Обществу важны в первую очередь именно концептуальные основы лесного законодательства и системы управления лесами, а не юридические тонкости и конкретные формулировки. Если концепция будет разработана в закрытом режиме - выстроенный на ее основе новый кодекс вряд ли вызовет в обществе что-либо, кроме полного отторжения.
Судя по тому, как озадаченные правительством министерства и ведомства работали над исполнением медведевского поручения по новому Лесному кодексу, никакой открытости разработки концепции ожидать не приходится.
Основные нововведения, которые предполагается включить в новый Лесной кодекс
Пока какого-то сводного документа, включающего все предложения от всех задействованных министерств и ведомств (а кроме перечисленных в правительственном поручении, в их число входят еще, как минимум, Минпромторг и Рослесхоз), насколько известно, нет. Но из разных доступных документов можно собрать перечень в той или иной степени проработанных "хотелок". Очевидно, что в основном задействованные министерства и ведомства пытаются использовать процесс подготовки нового Лесного кодекса РФ как инструмент для продвижения своих любимых идей. Вот перечень основных "хотелок" (главным образом от Минприроды и Рослесхоза, а по земельной реформе - от Минэкономразвития):
- федерализация лесоустройства и его монополизация подведомственной Рослесхозу организацией (Рослесинфоргом);
- создание лесной госкорпорации (для ведения лесного хозяйства в лесах, не переданных в аренду и постоянное пользование, и некоторых других целей);
- федерализация полномочий по авиационной охране лесов от пожаров и сосредоточение их у подведомственной Рослесхозу организации (Авиалесоохраной);
- изменение ценообразования на лесные ресурсы, введение так называемого "рентного" подхода, как минимум применительно к новым правоотношениям;
- возможность предоставления лесных участков только лицам, имеющим мощности по переработке древесины;
- разделение полномочий и функций по государственному лесному надзору и лесной охране;
- переход от категорий земель к функциональному зонированию, фактически к "ручному управлению" земельной собственностью.
Скорее всего, это не полный перечень "хотелок" - как уже сказано выше, они готовятся в рамках закрытых министерских "междусобойчиков", и не все, что там выдумывается, быстро становится достоянием общественности.
Что тут хорошо, и что - плохо
Хорошо, что есть хотя бы какие-то разумные идеи - например, возвращение централизованной системы авиационной охраны лесов, или приоритетное предоставление лесных ресурсов тем, у кого есть мощности по их переработке (причем не обещанные, как в случае приоритетных инвестпроектов, а реальные).
Плохо - то, что министерства явно хотят использовать изменения лесного законодательства прежде всего для решения своих узковедомственных задач, увеличения возможностей для "ручного" управления лесным сектором, лесными и земельными ресурсами, и для монополистической деятельности. Впрочем, пока большинство "хотелок" сформулировано лишь в самых общих чертах, а, как известно, "дьявол кроется в деталях".