|
21.06.2019
14:14
Основная идея минприродовского проекта правил обращения с лесами на сельхозземлях
Минприроды России подготовило и разместило на специализированном сайте для общественного обсуждения проект "Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", который должен быть утвержден постановлением Правительства РФ. Существование этого нормативного правового акта предусматривается новой статьей 123 Лесного кодекса РФ, которая была внесена в него в конце декабря прошлого года, и вступит в силу с 1 июля. Основная идея проекта состоит в том, чтобы никаким образом и ни при каких условиях у владельцев заброшенных земель сельскохозяйственного назначения, заросших или зарастающих лесом, не появилось право вести на этих землях полноценное лесное хозяйство. Согласно проекту, собственник такого леса будет иметь очень ограниченное право пользоваться им (гулять в нем, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, валежник, вести в нем сельское хозяйство, выращивать плодовые, ягодные, декоративные растения, возводить навесы и другие некапитальные сооружения) - но лишь до принятия региональной властью решения о дальнейшей судьбе этого участка. Вариантов решения по проекту может быть всего два: о вовлечении земли в сельскохозяйственный оборот (что потребует расчистки леса под угрозой большого штрафа или изъятия участка в рамках уже действующего законодательства), или о переводе участка в земли лесного фонда (что потребует его изъятия у прежнего собственника, поскольку земли лесного фонда по закону могут принадлежать только Российской Федерации - ст. 8 Лесного кодекса РФ). Вести в таких лесах полноценное лесное хозяйство, направленное в том числе на выращивание древесины и ее последующее использование, собственник земли не сможет: даже если земли будут признаны непригодными для осуществления сельскохозяйственного производства, это, согласно проекту, станет основанием для перевода их в земли лесного фонда (и, соответственно, для отъема их у прежнего владельца в пользу государства). Мотивация Минприроды вполне понятна. Речь идет о многих десятках миллионов гектаров бывших сельхозземель, абсолютное большинство которых уже никогда не будет использоваться для производства сельскохозяйственной продукции в силу различных социально-экономических причин (низкой продуктивности, неблагоприятного климата, неудобных площадей или рельефа для работы современной высокопроизводительной техники, или просто обезлюденья огромных сельских районов). В сельскохозяйственный оборот без колоссальных государственных субсидий вернуть эти земли невозможно - но на них можно выращивать лес, который гораздо менее требователен к климату и богатству почвы, и нуждается в гораздо меньшем количестве рабочих рук. Этот лес может стать очень важным ресурсом для экономического развития многих ныне неблагополучных сельских районов, дать множество постоянных рабочих мест - до ста тысяч при вовлечении большинства заброшенных сельхозземель в продуктивное лесное хозяйство (и это только в собственно лесном хозяйстве, а переработка древесины и иной лесной продукции может дать даже больше). Если на этих землях организовать правильное лесовыращивание, то они могут давать до трети общего прироста древесины в экономически доступных лесах - поскольку в историческом прошлом под сельское хозяйство расчищались лучшие лесные земли. И эта треть прироста, если она будет использоваться грамотными и заинтересованными в результатах своего труда землевладельцами, неизбежно составит мощную конкуренцию экстенсивному (бесхозяйственному) лесопользованию в государственных лесах. А это неизбежно будет означать потерю государственными монополистами не только доходов, но и репутации - эффективное лесовыращивание на частных землях неизбежно покажет, насколько неэффективна нынешняя модель управления государственными лесами, и насколько неэффективные управленцы отвечают за них. Формирование конкурентной среды в лесном хозяйстве для нынешних федеральных органов управления лесами (Минприроды, Рослесхоза) и подведомственных им организаций-монополистов - смерти подобно, поэтому они и бьются насмерть с самой идеей разрешить собственникам бывших сельхозземель выращивать на этих землях лес. Отметим, что эта позиция Минприроды, Минэкономразвития и Правительства РФ противоречит многим законам Российской Федерации. Например, согласно статье 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Лес, используемый для ведения лесного хозяйства - это природный ресурс; запрещая вести лесное хозяйство на частных землях, государство создает ситуацию, фактически нарушающую эту статью Конституции. Согласно статье 15 федерального закона "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, запрещается установление запретов в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров. Запрещая собственникам бывших сельхозземель вести на этих землях продуктивное лесное хозяйство и выращивать древесину, правительство и Минприроды прямо нарушают это антимонопольное требование.
|
|||||
Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки
 
|