Долгосрочные тренды играют «на стороне» сектора древесных плит в РФ, но уровень использования этих возможностей остается под вопросом. Эксперт компании StepChange Consulting Алексей Бесчастнов рассказал о тенденциях замещения в отрасли и потенциале роста производства и сбыта плит на конференции портала «ПроДерево» «Тенденции замещения в древесно-плитном секторе».
Общий объём экспорта по всему лесопромышленному комплексу страны составляет 54% от общего объёма производства, что говорит об экспортно-ориентированности сектора. В основном экспортируется картон, бумага, древесные плиты (здесь речь, в основном, об экспорте фанеры – остальные виды плит тоже экспортируются, но не так активно).
Если сравнивать Россию с остальным миром, то доля Российский Федерации в мировом производстве деловой древесины составляет около 10%, а в экспорте деловой древесины – около 15%. В пиломатериалах производство примерно равно по доле круглому лесу (9%), а в экспорте заметно выше - 20% - т.е. каждый пятый кубометр пиломатериалов, продаваемых за пределы страны производства, продается из России. Доля РФ в мировом производстве древесных плит - 5%, а в мировом экспорте - 6% (от всех древесных плит, которые экспортируются всеми странами).
Совсем неоптимистично пока обстоит дело в сегменте мебели: доля России в производстве мебели в мире 0.8% и только 0.2% составляет доля России в мировом экспорте мебели. То есть разница между долей России в мировом экспорте пиломатериалов в 100 раз (!) выше доли России в мировом экспорте мебели. Здесь есть явный потенциал для роста, и, если он будет реализован, соответственно, потребление древесных плит для производства мебели внутри страны будет расти.
Производство древесных плит в России
Общее производство древесных плит в РФ в денежном выражении составляет около 4 миллиардов долларов США, без учёта НДС и без учёта транспорта. Общий экспорт – около 42% от производства.
Доля экспорта древесных плит чуть меньше, чем доля экспорта от общего производства у ЛПК в целом, но 42% – достаточно неплохая цифра (если считать долю экспорта косвенным показателем эффективности отрасли в мировом контексте). Импорт в этом сегменте почти нулевой по всем позициям, кроме плит OSB, где достаточно заметен ещё импорт из Республики Беларусь (с завода «Кроношпан»), и ламинированных полов из Европы и Китая.
И, конечно же, самым большим куском в сегменте древесных
плит в денежном выражении остается производство фанеры (и,
отчасти, LVL), при чем в основном на экспорт.
Плит ДСП/ЛДСП в натуральном выражении производится больше,
чем фанеры. Но в денежном выражении плиты ДСП проигрывают
фанере, и экспорт для ДСП уже не такая большая часть от
общего производства.
На третьем месте идут плиты MDF/ДВП, на четвертом - OSB. При этом нужно заметить, что OSB – наиболее молодой сегмент, и наиболее динамично растущий, за счет выхода недавно построенных заводов на мощность, а также – потенциально – за счет появления новых заводов.
Если посмотреть на долю РФ в производстве и в экспорте древесных плит в натуральных единицах, а не в деньгах, то самая большая доля у России в мировом производстве будет у плит ДСП (почти 7%). Доля экспорта ДСП из РФ в мировом экспорте также около 7%. Самая же большая доля в экспорте из РФ – у фанеры (8.1% от общемирового экспорта фанеры в кубических метрах). По MDF экспорт также неплохой – во многом за счет российских заводов международных холдингов, прежде всего, Kastamonu Entegre. Всего по древесным плитам доля РФ в мировом производстве составила в 2018 году около 4.5%, а в мировом экспорте – 5.8%, в натуральных единицах.
Тенденции замещения
OSB постепенно вытесняет низкосортную фанеру. Но если в индустриальных масштабах начнется ламинирование OSB (а это сейчас активно пробуют азиатские производители, а европейские производители пробовали еще 10-15 лет назад), то потенциально возможно замещение ламинированными OSB ламинированной фанеры, т.е речь пойдет не только о замещении низкосортной фанеры, но уже и о замещении части дорогой, высокосортной фанеры.
OSB в целом является наиболее динамичным продуктом и с точки зрения замещения – есть успешный опыт перевода мощностей по производству OSB на сайдинг (вытесняя прочие виды сайдинга). Пока это делает только Louisiana Pacific в Северной Америке, но объемы уже заметные (вместе с текущими планами – более 1 млн м? в год) и сам этот продукт является для Louisiana Pacific прибыльным, даже на фоне небольших убытков по стандартным OSB (что наблюдалось в первой половине 2019 года). Помимо сайдинга в Северной Америке развиваются и комбинации OSB с изоляционными плитами. Азиатские производители пробуют разные покрытия и финишные (наружные) слои, размывая грань между OSB и другими (в первую очередь, мебельными) плитами. В Европе вновь появляются шансы на интерес к массивным домостроительным панелям заводской готовности (на фоне интереса к CLT).
С другой стороны, основные продукты, относящиеся к древесным плитам – это устоявшиеся продукты близкие к пику «жизненного цикла» или уже прошедшие этот пик. И при этом явных новых будущих лидеров, способных вытеснить нынешних «тяжеловесов» пока нет.
Жизненный цикл строительной плиты ДСП в РФ явно идет на спад и не совсем понятно будет ли продление цикла при изменении связующих, при маркетинговых усилиях и при возможных изменениях предпочтений на рынке или нет.
Из продуктов, которые находятся в стадии роста, можно выделить балки LVL. Это не совсем древесные плиты, часто LVL рассматривают как разновидность фанеры, по схожести технологического процесса. Кстати говоря, таким же образом часто объединяются плиты OSB и балки OSL/PSL – но России до этого продукта, видимо, пока далеко. Почти вся продукция в стадии появления и роста – это продукция с большим знаком вопроса по перспективам, по крайней мере, на внутреннем рынке. По экспортной продукции, тоже много знаков вопроса.
Если говорить про тенденции замещения в мировом контексте, то нужно поговорить про глобальные тренды. Глобальные тренды – рост экономики на фоне роста глобальной конкуренции за ресурсы, изменения климата и проблема отходов, всё это приводит к более узким трендам, влияющим на динамику в лесопромышленном комплексе:
• Усиление конкуренции за ресурсную базу, приводит, кроме
прочего, к вытеснению продукции, требующей дорогого сырья,
продуктами, требующими менее дорого сырья (частный случай:
OSB вытесняет фанеру, древесные плиты и аналогичные им
балки вытесняют пиломатериалы и массивный брус)
• Изменение климата и проблема с отходами приводят, кроме
прочего, к запросу на удлинение цикла использования
древесины, повторному использованию, что можно видеть
сейчас, например, в Европе. К примеру, разговоры о снижении
субсидирования биоэнергетики связаны именно с этим, потому
что сжигание древесины, которая может быть использована ещё
где-то может представляться не очень целесообразным. Как
пример: в плитах ДСП может использоваться от 40 до 100%
вторичных ресурсов. В строительстве этот тренд приводит к
усилению интереса к деревянному домостроению (в том числе –
к высотному).
• Биоэнергетика, как сектор, растет быстро и создает
конкуренцию по сырью производителям древесных плит в
Европе. С другой стороны есть давление на более чистые
решения в производстве и в потреблении энергии, что создает
давление на биоэнергетику, в частности, со стороны
солнечной и ветровой энергетики. Если биоэнергетика – это
бизнес, во многом выживающий за счет субсидий, то солнечная
и ветровая энергетика уже почти не требует субсидий для
выживания, почти вне зависимости от региона, а вблизи
экватора (примерно до тридцатой параллели) солнечная
энергетика – уже самый дешевый способ производства энергии
(по комбинации CAPEX+OPEX), даже в регионах массовой добычи
нефти и газа.
Прочие тренды
В продолжение темы ресурсной базы, можно говорить, что есть глобальный тренд на то, что сырьё дорожает быстрее чем дорожает готовая продукция – в частности, древесные плиты дорожают медленнее, чем сырье для древесных плит. Особенно это заметно у фанеры (как и у любой другой продукции, использующей более дорогие сортименты).
Это, конечно, не только фактор зависимости от конкуренции за сырье, но и фактор общего тренда к снижению маржинальности ввиду роста интеграции/концентрации производства (что ведет к снижению издержек у лидеров и к давлению на цены для всех игроков), фактор роста единичных мощностей у основного оборудования, фактор появления более экономичных или более производительных технологий (конвейерные линии, новые смолы и добавки и т.п.). Этот тренд, вероятно, будет продолжен – т.е. маржинальность в целом по отрасли продолжит падение. К примеру, по плитам OSB на промежутке с 2000 года наблюдался тренд падения цен на основных рынках, в среднем, около 3-4 евро за м? в год в реальном выражении.
Есть еще ряд интересных трендов: попытки производить продукты с более высокой добавленной стоимостью, попытки добавлять новые функции или новые сегменты потребления к существующим продуктам и сегментам, попытки уйти от конкуренции в массовых продуктах уходом в специализацию по форматам или свойствам – это отдельные большие темы почти по каждому виду плит. В первичном потреблении есть интересный тренд со стороны крупных игроков на создание и продвижение кластеров, когда на одной площадке находятся производители и потребители плит, в частности производители мебели (наиболее активен в этом направлении холдинг Kronospan – крупнейший в мире производитель древесных плит, но ряд менее крупных игроков тоже продвигают такие идеи).
Со стороны Индустрии 4.0 есть общий тренд на вытеснение человеческого труда машинным и на усиление оптимизации. В пределе, мы можем говорить о тенденции к полностью свободных от человека заводов, и даже к полностью свободных от человека цепочек снабжения продукцией. При этом растет и будет расти уровень оптимизации внутри цепочек снабжения продукцией, растет и будет расти конкуренция (а конкуренция между отдельными производителями переходит в конкуренцию между цепочками распределения), растет уровень уязвимости цепочек распределения (и каждого из участников – почти независимо от удаленности от конечного потребителя) к социальным сетям как к новому драйверу формирования восприятия и уязвимости брендов.
Подводя итог
У России есть хороший потенциал наращивания экспорта и снижения импорта – как по древесным плитам, так и по продукции более высоких переделов (главным образом, по мебели). Есть хороший потенциал и в деревянном домостроении. Есть хорошая ресурсная база для развития сектора древесных плит – как по традиционным продуктам, так и по новым.
Позиция России и возможности для России с точки зрения долгосрочных трендов в ЛПК и в древесных плитах остаются сильными (хотя, главным образом, за счет сильных позиций по исходным составляющим себестоимости: сырью, энергии, рабочей силе). Вопрос использования этих возможностей – это, традиционно, вопрос инвестиционного климата – как обще-странового, так и специфически лесопромышленного.