Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Господдержка ЛПК

Большинство сегментов российской лесной промышленности демонстрируют значительные темпы роста в соответствии с мировыми тенденциями. Спрос на продукцию ЛПК растет в связи с ее зачастую лучшими потребительскими свойствами, экологичностью и сравнительно низкой себестоимостью.

Наиболее эффективными мерами государственной поддержки отрасли являются ограничения на экспорт сырья, налоговые льготы и финансовая поддержка проектов ЛПК.

Для дальнейшего устойчивого развития лесной промышленности требуется системная работа, направленная на повышение инвестиционной привлекательности отрасли, расширение ресурсной базы предприятий ЛПК, увеличение глубины переработки леса, а также максимальное использование всех видов древесного сырья в производстве и энергообеспечении предприятий.

Приоритетные инвестиционные проекты

На протяжении более чем десяти лет в России работает механизм приоритетных инвестиционных проектов («ПИП») в области освоения лесов, позволивший обеспечить многие предприятия лесосырьевыми ресурсами на безаукционной основе и фактически по минимальным ставкам за аренду лесных участков.

Участие в проекте позволяет компании применять понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение 3, 5, 7 или 10 лет в зависимости от количества вложенных в реализацию проекта средств. Минимальный объем инвестиций для участия в приоритетном инвестиционном проекте в области освоения лесов — 500 млн руб. в случае модернизации действующего производства и 750 млн руб. в случае создания объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры. На текущий момент в программу входят 148 проектов с бюджетом порядка 530 млрд руб.* В результате реализации проектов (на текущий момент введены в эксплуатацию мощности по 53 проектам) созданы или модернизированы производства по выпуску пиломатериалов, ДСП, фанеры, целлюлозно-бумажной продукции.

*По данным Минпромторга РФ

Топ-5 приоритетных инвестиционных проектов по объему инвестиций

ООО «Сибирский лес» Красноярский край Строительство лесохимического комплекса в Енисейском районе Красноярского края, 101 011 млн руб инвестиции В разработке

ОАО «Группа «Илим» Иркутская область Модернизация производства АО «Группа «Илим» в Иркутской области, 53 200 В разработке

ООО «ЦПК «Полярная» Забайкальский край Создание лесопромышленного комплекса ООО «ЦПК «Полярная» в северо-восточных районах Забайкальского края, 28 010 В разработке

ООО «Краслесинвест» Красноярский край Богучаны. Лесопромышленный комплекс. Лесопильное производство, 27 222 В разработке

ООО «Кроношпан Калуга» Калужская область Производство древесных листовых материалов, 22 463 В разработке

Региональные инвестиционные проекты

В рамках механизма региональных инвестиционных проектов («РИП») инвестор имеет возможность получения налоговых льгот, предусмотренных региональными законодательными актами. В частности к таким льготам относится установление ставки налога на имущество в размере 0% в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта; установление ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта, в размере от 0% до 10% в течение первых пяти лет с момента получения прибыли; установление ставки земельного налога в размере 0%; освобождение от транспортного налога. Льготы предоставляются на различный срок и, как правило, привязаны либо к срокам окупаемости проекта, либо к объему инвестиций. Применение налоговых льгот может на 10-20% снизить затраты на реализацию проекта и тем самым повысить его рентабельность для инвестора и сократить сроки окупаемости. Для получения налоговых льгот компания-инвестор должна заключить инвестиционный договор с региональным правительством и предоставить пакет документов, включающий в том числе бизнес-план инвестиционного проекта согласно требованиям действующего регионального законодательства.

Специальные инвестиционные контракты

Помимо участия в приоритетном или региональном инвестиционном проекте у компаний есть возможность заключения специального инвестиционного контракта («СПИК»). Данный механизм поддержки промышленных компаний действует в России с 2015 г. и характеризуется как значительным объемом преференций, гарантированных участнику контракта, так и относительной сложностью заключения. СПИК предполагает заключение договора между РФ или отдельным муниципальным образованием с одной стороны и инвестором с другой. В нем предусматриваются обязанности инвестора по освоению производства промышленных товаров в заранее оговоренный срок. В свою очередь государство гарантирует стабильность системы налогообложения и регулирования, а также готовность обеспечить поддержку при необходимости. Инвестор-участник СПИК может рассчитывать на ряд преимуществ, в частности, льготный режим налогообложения (ставка 0% по налогу на прибыль (в части, относящейся к федеральному бюджету) и налогу на имущество, ускоренный процесс амортизации основных средств и так далее), прямой доступ к государственным контрактам, признание продукции, произведенной в рамках СПИК, российской (Made in Russia) в упрощенном порядке и так далее. В настоящий момент механизм СПИК временно заморожен (заключение новых СПИКов приостановлено) ввиду необходимости его совершенствования на законодательном уровне (в основном в части увеличения прозрачности порядка заключения и снижения административных барьеров). В настоящее время законопроект о внесении поправок в законодательство, регулирующее СПИК, находится на стадии подведения итогов публичных обсуждений. В случае его принятия в текущей редакции возможность применения налоговых льгот станет доступна для более широкого круга инвесторов-участников СПИК, при этом размер применяемых льгот будет органичен 50% барьером, а налоговые условия останутся неизменными в течение всего срока действия СПИК.

Регионы, в которых работают предприятия ЛПК в рамках ТОСЭР

Необходимо отметить, что основной объем льгот, предусмотренный в рамках РИП и СПИК, остается на усмотрение субъекта, в котором компания-участник осуществляет свою деятельность. Таким образом, в зависимости от региона преференции могут быть для бизнеса как существенными, так и незначительными. Исходя из сложившейся практики можно отметить, что регионы с высокими показателями инвестиционных вложений, хорошо развитым промышленным производством и сложившейся инфраструктурой предлагают инвесторам меньший объем льгот в рамках СПИК и РИП, нежели регионы более заинтересованные в развитии промышленности и привлечении потенциальных инвесторов. Территория опережающего социальноэкономического развития В целях диверсификации экономики по региональному признаку в России созданы специальные районы, резиденты которых могут рассчитывать на специальные льготы и преференции. Для представителей лесопромышленного комплекса наиболее привлекательными для ведения бизнеса представляются территории опережающего социально-экономического развития («ТОСЭР») ввиду их нахождения в районах осуществления деятельности компаниями ЛПК. Резиденты ТОСЭР, в частности, имеют право на пониженные ставки по налогам и страховым взносам, на снижение проверочной нагрузки на бизнес, ускоренную процедуру возмещения НДС (10 дней), льготное землепользование и так далее. При этом нужно отметить, что в каждой ТОСЭР предусмотрен свой список видов деятельности компаний-резидентов, которые подпадают под льготный режим, и такой список зачастую не включает лесозаготовку (за исключением ТОСЭР на Дальнем Востоке).

В настоящий момент лесная промышленность России динамично развивается. Однако, в лесной индустрии имеется значительный нереализованный потенциал для развития отрасли как в части ресурсного обеспечения, так и в части увеличения глубины переработки древесины.

В настоящий момент существует ряд мер, направленных на развитие промышленных предприятий, осуществляющих свою деятельность в рамках лесопромышленного комплекса.

Контроль внутрироссийских сделок - 2019 г.

В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах сделки между взаимозависимыми лицами — российскими компаниями — признаются контролируемыми по достижении порога в 1 млрд руб.

Однако с 2019 г.критерии для признания контролируемых сделок между двумя резидентами РФ изменятся. С 1 января 2019 г. контролируемыми будут считаться только те сделки, в которых: участниками применяются льготные ставки / налоговые режимы / инвестиционный вычет по налогу на прибыль; одна из сторон является плательщиком НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах; одна из сторон освобождена от обязанностей плательщика по налогу на прибыль и так далее. При этом существенно увеличивается порог для признания сделки контролируемой: с 60-100 млн руб. до 1 млрд руб. Также планируется ввод порога в 60 млн руб. для контролируемых сделок с иностранными взаимозависимыми лицами. Инициатива призвана существенно уменьшить административную нагрузку на бизнес в части подготовки документации по трансфертному ценообразованию. С другой стороны, компании будут лишены гарантий, предоставляемых в отношении контролируемых сделок, самой значительной из которых является отнесение проведения проверки цен к исключительной компетенции специально подготовленных сотрудников ФНС России. Помимо этого налогоплательщики в отношении неконтролируемых сделок больше не смогут заключить соглашения о ценообразовании.

Новое в российском законодательстве

В августе 2018 г. Президент РФ В.В. Путин подписал пакет законопроектов, направленных на создание специальных административных районов («САР») на территории Калининградской области (о. Октябрьский) и Приморского края (о. Русский) с возможностью регистрации юридических лиц на территории САР в качестве международных компаний («МК») с целью получения налоговых и валютных преференций. Данная инициатива стала ответом на ограничения, введенные рядом западных стран в отношении России, и мерой поддержки международных компаний с большой долей российских активов. Стать МК может иностранная компания, занимающаяся коммерческой деятельностью и принявшая решение об изменении своего статуса в установленном законом порядке редомициляции, за исключением банков, некредитных финансовых организаций, операторов платежных систем и других финансовых структур. Список налоговых льгот и преференций довольно обширен: так, в частности, предусматривается ставка 0% по дивидендам дочерних компаний, ставка 5% по налогу у источника, ставка 0% по доходам от продажи акций/долей российских и иностранных компаний и так далее.

 

Использована информация Минэкономразвития, Минпромторга, а также данные компании EY

© https://www.lesonline.ru


Источник: ЛесОнлайн.ру
Просмотры: сегодня:3, всего:543

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки