Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Меры поддержки ЛПК. Налоги и субсидии

Таможенное регулирование и льготы

Помимо специализированных инструментов государственной поддержки, которые носят адресный характер и требуют от производителей соответствия определенным критериям либо уведомления об участии в том или ином механизме, законодателем предусмотрен ряд льгот общего порядка, закрепленный в той или иной сфере регулирования. Например, таможенное законодательство содержит инструменты, позволяющие снизить отдельные расходы предприятий лесопромышленного комплекса в связи с ввозом/ вывозом отдельных видов товаров и оборудования. В частности, от ввозной таможенной пошлины может быть освобождено технологическое оборудование, если оно вносится в уставный капитал предприятия (в момент формирования уставного капитала). Также есть льготы по ввозному НДС для некоторых видов оборудования, аналоги которого не производятся в РФ. Если оборудование ввозится на территорию РФ временно, то оптимальным будет применение таможенной процедуры временного ввоза (допуска), которая позволяет избежать уплаты всей суммы таможенных платежей при ввозе. Данная процедура предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Кроме того, резиденты некоторых ТОСЭР и особых экономических зон имеют возможность применять таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Эта процедура позволяет осуществлять ввоз товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей при соблюдении ряда условий. Ее использование особенно выгодно при производстве товаров на экспорт.

Применение нулевой ставки НДС при экспорте

Довольно распространенной категорией налоговых споров в лесопромышленной отрасли являются споры, связанные с применением ставки НДС 0% при экспорте. Одной из главных причин споров с налоговыми органами при применении нулевой ставки НДС зачастую становится  отсутствие документов, необходимых для подтверждения экспорта товаров.

Предоставление комплекта доказывающих документов, предусмотренного НК РФ, является необходимым условием для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% и налоговых вычетов при экспортных операциях. При этом документы должны быть достоверными, составлять единый комплект, относящийся к определенной экспортной операции, и не иметь противоречий в содержащихся сведениях, которые исключают идентификацию полученного налогоплательщиком и впоследствии поставленного им на экспорт товара12. Документы, содержащие недостоверную информацию о количестве, цене, стоимости товарно-материальных ценностей (лесопродукции), не могут быть приняты как доказательство правомерности применения ставки НДС 0% даже при фактическом перемещении товара через таможенную границу РФ13. Также претензии налогового органа возникают в отношении порядка определения сумм НДС, относящихся к экспорту сырьевых товаров, и иных операций, облагаемых по ставке НДС 0% (за исключением экспорта несырьевых товаров). Например, налоговые органы оспаривают вычет НДС при отсутствии раздельного учета сумм входного НДС между реализацией товаров на экспорт (за исключением несырьевого экспорта) и на внутреннем рынке, а также в случае обнаружения недостатков в методике, предусмотренной учетной политикой компании.

Льготы в части НДС

Помимо таможенных льгот, налогоплательщик- представитель ЛПК может рассчитывать на определенные льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС). Ввоз на территорию России деревообрабатывающего оборудования, аналоги которого не производятся в стране, не подлежит обложению НДС. К такому оборудованию относятся станки для обработки дерева, пробки, кости, эбонита, твердых пластмасс или аналогичных твердых материалов, способные выполнять различные операции по механической обработке без смены инструмента между этими операциями, с автоматическим перемещением обрабатываемого изделия между операциями (код ТН ВЭД ЕАЭС 8465 10 900 0); оборудование линии конечной обработки продукции для производства ориентированностружечных плит; технологическое оборудование для деревообработки — лесопильный комплекс (производители Springer, Soderhamn Eriksson, Microtec); лесопильная линия на базе лесопильных агрегатов LINCK/EWD, сортировочного оборудования TC/WDT и микропроцессорной системы управления WDT (код ТН ВЭД ЕАЭС 8465 91 200 0).

Этот перечень может быть расширен, поскольку компании вправе представлять в Минпромторг заявления о включении технологического оборудования в вышеуказанный перечень с описанием такого технологического оборудования в соответствии с требованиями приказа Минпромторга4. Кроме того, одной из наиболее часто используемых льгот в части НДС в лесной промышленности является применение ставки НДС 0% при экспорте товаров. Древесина и лесоматериалы уверенно занимают лидирующие позиции среди экспортируемых из России товаров. Древесина, изделия из нее, а также древесный уголь включены в перечень сырьевых товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ5. Поэтому НДС, относящийся к экспорту таких сырьевых товаров, должен приниматься к вычету по мере подтверждения правомерности применения ставки НДС 0%. При этом в связи с изменениями в законодательстве экспортеры несырьевых товаров могут принимать к вычету НДС не дожидаясь подтверждения ставки НДС 0%. Приказ Минпромторга России от 04.05.2016 г. №1424. 5 Постановление Правительства РФ от 18.04.2018 г. №466.3Федеральный закон от 30.05.2016 г. №150-ФЗ. 6 Федеральный закон от 30.05.2016 г. №150-ФЗ.

Неналоговые меры господдержки

Также для предприятий лесного комплекса оказываются субсидиарные и регуляторные меры поддержки. Предоставление субсидий осуществляется в размере от 50% до 90% фактически понесенных и документально подтвержденных затрат, что значительно снижает финансовую нагрузку на предприятие. Субсидии предоставляются по целому ряду затрат, в частности, по капитальным затратам, затратам на повышение энергетической эффективности и так далее. Для получения субсидий компания-инвестор должна заключить договор с соответствующим органом власти (Министерство промышленности и торговли РФ, региональное правительство и т.п.) и предоставить пакет документов, включающий в том числе бизнес-план инвестиционного проекта согласно требованиям действующего законодательства.

 

Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях в 2014-2016 гг. на цели создания межсезонных запасов сырья, материалов и топлива

Лесозаготовительные и лесоперерабатывающие организации ЛПК могут получить федеральные субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для предоставления транспортных услуг по перевозке необработанных лесоматериалов, на горюче-смазочные материалы, а также на приобретение запасных частей, комплектующих, изделий и узлов к лесозаготовительному оборудованию (для лесозаготовительных организаций) или приобретение необработанных лесоматериалов (для лесоперерабатывающих организаций). Размер предоставляемых ежеквартальных субсидий составляет 2/3 ключевой ставки ЦБ РФ. Получить субсидии могут российские юридические лица, соответствующие базовым требованиям (в частности, не имеющие задолженности перед бюджетом Российской Федерации и др.), и заключившие договор с Минпромторгом со сроком действиям не более трех лет.

Субсидии российским лесоперерабатывающим предприятиям Дальневосточного федерального округа (ДФО), участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (ПИП), на возмещение части затрат на реализацию таких проектов

Помимо субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в целях создания межсезонных запасов сырья, российские лесоперерабатывающие предприятия ДФО, участвующие в ПИП, имеют право на возмещение части расходов на реализацию такого проекта. Ежеквартальные субсидии можно получить для компенсации понесенных затрат по договорам лизинга оборудования и транспортных средств, используемых для текущего и перспективного освоения лесного фонда в целях реализации проекта (с 1 января 2016 г. — 100% от суммы фактически понесенных затрат), на уплату процентов по кредитам (в размере 100% ключевой ставки ЦБ РФ), а также затрат на перевозку железнодорожным транспортом готовой продукции по территории ДФО в размере 100% от общей суммы фактически понесенных затрат. На получение субсидии может претендовать инвестор, сумма капитальных вложений которого составляет не менее 1 млрд руб., не получавший субсидии по аналогичным программам господдержки и заключивший соглашение с одним из субъектов ДФО о реализации проекта по организации центра комплексной переработки древесины.

Субсидии российским организациям лесопромышленного комплекса на компенсацию части затрат на реализацию комплексных инвестиционных проектов по созданию новых производств с применением промышленных биотехнологий

Специальные субсидии предусмотрены для инвестиционных проектов, направленных на создание новых производств с применением промышленных биотехнологий. Организации лесопромышленного комплекса могут получить субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и направленным на реализацию такого проекта, в размере 0,9% ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату получения кредита. Для получения субсидии компания должна соответствовать ряду требований (минимальное значение производительности труда в результате реализации инвестиционного проекта, минимальный размер расходов инвестиционного характера — не менее 50 млн руб., достижение современного уровня промышленных биотехнологий и др.). Субсидии предоставляются по итогу конкурса, проводимого Минпромторгом на основании рассмотрения заявок от компаний.

Авансовое финансирование

Для поддержки экспорта продукции глубокой переработки древесины при поддержке Российского экспортного центра реализуется специальная программа по стимулированию экспорта — авансовое финансирование части затрат, связанных с продвижением высокотехнологичной и инновационной продукции на внешние рынки, разработаны рекомендации по экспортному планированию, действуют специальные региональные программы.

Практический аспект реализации мер государственной поддержки предприятийЛПК

Новые антиуклонительные правила

Налоговые органы активно используют статью 54.1 Налогового кодекса, регламентирующую порядок выявления ими налоговых злоупотреблений. Предполагается, что новые правила будут и уже используются налоговыми органами в целях обнаружения умышленных действий налогоплательщиков, таких как: • создание схемы дробления бизнеса; • искусственное использование пониженных ставок и льгот; • злоупотребление условиями Соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН); • мнимость или притворность сделки. Необходимо отметить, что налоговые органы в своей работе пользуются различными источниками информации, среди которых наравне с традиционными (базы данных ФНС, ЕГРЮЛ, ЕГРН, Роспатент, ЗАГС, иностранные государственные органы и так далее) широко применяются СМИ, Интернет, различные медиа-ресурсы. С целью минимизации рисков получения претензий по необоснованной налоговой выгоде компании необходимо предпринять определенные действия еще до момента заключения сделки: внедрить внутренние процедуры контроля, должным образом оформить внутренние политики, проверить контрагента, провести оценку потенциальных налоговых рисков. Подобные меры помогут, при появлении вопросов со стороны налоговых органов, доказать реальность сделки и проявление должной осмотрительности, а также исполнение обязательств по сделке контрагентом, указанным в договоре. Помимо этого, компания должна быть готова подтвердить наличие экономического смысла сделки и отсутствие формального документооборота.

Использована информация Минэкономразвития, Минпромторга, а также данные компании EY

© https://www.lesonline.ru


Источник: ЛесОнлайн.ру
Просмотры: сегодня:1, всего:1059

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки